Главная страница -> Переработка мусора
Потенциал россии в области переуступки квот. Вывоз мусора. Переработка мусора. Вывоз отходов. СтроительствоМария Максимова Глобальное потепление, воздействие которого мы ощутили нынешней зимой, все-таки не превратит Россию в субтропики в обозримом будущем. Стало быть, проблема отопления зданий не исчезнет сама собой, подобно тающему сугробу. Нетрудно проследить, что эксплуатационные требования к отопительным системам возрастают год от года. И этому немало причин. Главная - тотальная экономия энергоресурсов, которой уже давно озабочена Европа. Теперь она становится актуальной и для нас. Баланс экологической чистоты и эффективности сегодня является приоритетной характеристикой топлива в государствах Европейского Сообщества. Стремясь достичь его оптимального значения, Европа все в большей степени отказывается от использования атомной энергии и угля, и все заметнее ориентируется на газ. По данным концерна Ruhrgas, доля природного газа в выработке энергии должна возрасти за ближайшие 20 лет на 30%. А в общем масштабе европейского энергопотребления доля «голубого топлива» составит уже к 2010 году 43%. При этом до 2/3 объема газа, потребляемого Западной Европой, будут импортными. При динамичном истощении основных месторождений ближайших европейских экспортеров газа Норвегии и Великобритании логично ожидать, что увеличение потребления газа в странах ЕС будет происходить за счет импорта топлива из Восточной Европы, то есть из России. В этой ситуации Европейские страны еще более скрупулезно подходят к проблеме экономии первичных энергоресурсов. Поиск ее решения ведется комплексно и подкрепляется регулярно обновляемой (1 раз в 5 лет) нормативно-правовой базой распределения и потребления энергии. В очередной раз новые стандарты энергосбережения в странах ЕС были введены в действие 1 февраля нынешнего года. По сравнению с предыдущими они стали еще более жесткими. Для того чтобы достичь соответствия новым нормам, предусматриваются изменения в методике проектирования, совершенствуется и регулярно сертифицируется (1 раз в 2 года) отопительное оборудование, разрабатываются новые схемы обогрева сооружений. Проблема минимизации теплопотерь особенно остра для многоэтажных зданий, где тепло в квартиры подается централизованно, без учета реальных потребностей и реального режима расходования. Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи стало широкое применение схемы дифференцированной теплоподачи в каждую квартиру. На практике данная схема реализуется с помощью поэтажной установки высокотехнологичного отопительного оборудования нового поколения, позволяющего обслуживать несколько квартир в пределах одного этажа согласно заданной программе, а также вести мониторинг энергопотребления в каждой квартире. Основную долю такого оборудования составляют газовые котлы, оснащенные приборами компьютерной диагностики. Не ставя целью провести сравнительный анализ котельного оборудования от разных производителей, все-таки следует отметить революционный прорыв немецких разработчиков в данном секторе рынка. В новейших моделях газовых котлов используется новый тип инфракрасной матричной горелки, обладающей наилучшими экологическими показателями. Здесь нет открытого пламени. Топливо равномерно распределяется по всей сферической поверхности горелки. При его сгорании уровень вредных выделений в 10 раз ниже значений, установленных экологическим нормативом «Голубой ангел» и швейцарским нормативом по защите воздушной среды от загрязнений. Кроме того, КПД котлов значительно увеличивается за счет использования дополнительной тепловой энергии при конденсации топочных газов в спирали теплообменника. Величина КПД котла, с учетом среднегодового температурного цикла, может достигать 108%. Диагностирование и регулирование работы котла достигается с помощью установленного компьютерного интерфейса с подключением к портативной ЭВМ. Все параметры поступают в цифровом виде и обрабатываются специальными программами. Существует возможность удаленного управления режимом работы котла путем подключения его к Интернету. В этом случае вся информация передается на центральный сервер, откуда осуществляется дистанционное управление тепловым оборудованием и регулируется интенсивность подачи тепла в каждую отдельную квартиру в соответствии с реальными потребностями ее жильцов. Коммуникационный интерфейс существенно упрощает процедуру круглосуточного наблюдения за отопительным оборудованием. Он играет важную роль в обеспечении надежности и безопасности работы системы в целом, так как позволяет принять своевременное решение об устранении неполадок еще при первых признаках отклонения контрольных параметров от установленных. Благодаря его применению упрощаются и оптимизируются сервисное обслуживание и пуско-наладочные работы. Данный способ мониторинга эффективен и для индивидуальных домов, и для многоквартирных, в которых используется схема поэтажного отопления. Не редкость, когда центральный сервер находится в сотнях километров от контролируемого объекта. Можно сказать, что энергетический кризис стимулирует инновационные процессы в теплоэнергетическом секторе и ускоряет внедрение более рентабельного отопительного оборудования. Россия, столкнувшись с проблемой энергодефицита буквально только что, будет вынуждена приступить к пересмотру существующих отопительных технологий уже в самое ближайшее время. Однако сложность заключается не только в замене старого котельного оборудования на новое, что само по себе недешево. Не менее важно, считают российские специалисты, срочное изменение существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей принципы проектирования и применения теплоэнергетических систем. А она сегодня безнадежно отстает от западноевропейской. Действующие теплотехнические нормы были приняты более 20 лет назад и за все время ни разу не модернизировались. В отличие от России страны Восточной Европы оценили ситуацию очень быстро и ввели на своей территории нормы западноевропейских государств. Российские строители их примеру не последовали. И вот теперь мы оказались в ситуации, когда «промедление смерти подобно». Поэтажное отопление, уже ставшее привычным для Европы, для России - полулегальная экзотика. Оно не регламентировано действующим СНиП и практически является недопустимым по нормам пожаробезопасности. В исключительных случаях его использование допускается при строительстве так называемых экспериментальных объектов согласно техническим условиям эксплуатации отопительного оборудования. Но и здесь необходимо длительное прохождение разрешительных инстанций. Кроме того, существует еще одно жесткое ограничение на применение данной схемы: оно может быть разрешено только в домах высотой до 5 этажей. Как исключение рассматриваются объекты «5 этажей + мансарда». Разработка и внедрение новой нормативно-правовой теплотехнической базы требует огромных денежных и временных затрат. В федеральном бюджете таких средств нет. Однако, не приступив к поиску решений этой задачи сегодня, очень скоро мы окажемся загнанными в угол объективно складывающейся ситуацией. Только за счет индивидуального строительства невозможно насытить рынок жилья. А эксплуатация многоэтажных домов с центральными системами отопления может стать дорогим удовольствием из-за неэффективного расходования энергоресурсов. Недавний энергетический кризис в Приморье, Вологде, Твери, Красноярске и ряде других крупных городов наглядно продемонстрировал опасность и реальность «централизованного» отключения тепла в квартирах. Проблема может быть решена путем привлечения инвестиционных средств частных компаний, готовых развивать строительный бизнес в России с учетом передового опыта европейских государств. Разумеется, вопрос этот требует комплексного подхода с участием всех заинтересованных сторон. Тем не менее строительство жилья по новым нормам теплоэнергосбережения и применение современного отопительного оборудования, позволяющего точно контролировать расход тепла в каждой квартире, в значительной мере разрешит намечающийся конфликт между жилищно-коммунальными службами и поставщиками энергоресурсов.
Сценарии выбросов Рассматривая сценарии изменения выбросов парниковых газов в России и наш потенциал в торговле квотами, необходимо учитывать, что все это определяется не только перспективой экономического развития страны, но в значительной степени реально существующим на данный момент потенциалом эффективного использования энергии. Сейчас начинают прослеживаться новые тенденции спроса на топливно-энергетические ресурсы. По данным Международного энергетического агентства (МЭА) за последующие 20 лет цены на ресурсы возрастут на 20%, а спрос увеличится на 50%. Последние оценки, выполненные в Институте энергетической стратегии (ИЭС) уже с учетом влияния принятых в Киото решений и событий 1998 года, дают обратную картину: к 2020 году цены возрастут на 50% (во многом за счет экологической ренты), а спрос только на 20%. Во Втором Национальном Сообщении Российской Федерации, подготовленном в начале 1998 года, были представлены три сценария суммарной эквивалентной эмиссии парниковых газов – базовый, вероятный и оптимистический, каждый из которых предполагал средний рост ВВП на 4-4,4% в период до 2010 г. Отличие состояло в темпах изменения энергоемкости. В соответствии с базовым сценарием, предусматривающим среднее снижение энергоемкости на 0,5% в год. Вероятный сценарий подразумевал снижение энергоемкости ВНП на 1,6%, а оптимистический на 2% ежегодно. Такой докризисный “вероятный” сценарий развития экономики России предполагал стабилизацию промышленного производства в 1998-1999 годах, восстановление уровня жизни населения 1990 года в 2004-2005 гг. и валового внутреннего продукта страны в 2010 г. В настоящее время данный сценарий логичнее перевести в категорию “оптимистический”, см. Рисунок 3. Кризис, охвативший экономику Российской Федерации, оказался самым глубоким среди всех экономических потрясений 1997-1998 гг., включая Юго-Восточную Азию. Национальная валюта в течение месяца стала “легче” в три раза. Все это вызывает необходимость корректировки прогнозов эмиссий парниковых газов энергетическим сектором России. Недавно разработанный послекризисный вероятный сценарий предполагает стабилизацию экономической ситуации в России в конце 1999 - начале 2000 г. за счет восстановления работоспособности банковской системы, частичной расшивки кризиса неплатежей, стабилизации курса рубля и снижения инфляции до 1-2% в месяц (в 1999 г.), а также сведения к приемлемому уровню дефицита бюджета. Предполагается, что в конце 1999 - начале 2000 г. удастся стабилизировать производство, после чего начнется период восстановления экономики с ростом ВВП. Поскольку энергетика дает доминирующий вклад в выбросы парниковых газов в России (см. Предисловие), потенциал и перспективы участия страны в международных проектах будут во многом определяться потенциалом снижения выбросов углекислого газа и метана в энергетическом секторе. Имеется в виду в первую очередь увеличение доли газа в энергобалансе страны и повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов Более широкое использование природного газа В ближайшей перспективе переход с одних видов топлива, с высоким содержанием углерода (уголь), к другим, с низким (газ, биомасса), является одним из наиболее реальных механизмов снижения эмиссий. Благоприятные экологические характеристики природного газа (пониженное выделение СО2, отсутствие окислов серы) становятся одним из важнейшим фактором преимущественного развития газовой промышленности России. Основное направление использования газа в России – генерирование электроэнергии и тепла. В общем балансе котельно-печного топлива потребление газа на энергетические нужды составляло в 1985 г. – 56,9%, в 1990 г. – 59,6%, а за последние годы выросло до 63%. Другими крупными потребителями выступают черная и цветная металлургия, химическая промышленность, производство строительных материалов, машиностроение и коммунально-бытовой сектор, см. таблицу 3. Таблица 3. Удельный вес газа в топливно-энергетическом балансе Российской Федерации (в процентах) 1980 1985 1990 1995 Удельный вес природного газа в производстве первичных энергоресурсов 20,7 31,7 40,0 50,3 Удельный вес природного газа во внутреннем потреблении энергоресурсов 25,0 34,6 41,3 50,4 В перспективе до 2010 г. рост потребности в газе в России ожидается главным образом для производства электроэнергии и тепла. Здесь в основном природный газ пойдет на замещение мазута и энергетического угля. Потребность в газе должна увеличиться главным образом на электростанциях, где по оценкам, приведенным в Энергетической стратегии России, ожидается увеличение потребности в газе со 191 млрд. м3 в 1990 г. до 252-257 млрд. м3 в 2010 г. Значительное увеличение потребности в газе предполагается также в коммунально-бытовом секторе и в сельском хозяйстве. Важное место в перспективе должно занять использование газа в качестве моторного топлива. Газовое моторное топливо перестанет быть заменителем жидких топлив и превратится в полноправного конкурента, имеющего прекрасные перспективы для завоевания рынка, особенно в крупных городах. С учетом использования газа в качестве моторного топлива и увеличением расхода газа на собственные нужды потребность газа на транспорте (куда включены собственные нужды газопроводов) возрастет с 59 млрд. м3 до 65 млрд. м3. Таким образом, к 2010 г. увеличение доли газа произойдет не только в связи с прогнозируемым ростом промышленного производства, но также в связи с замещением других менее экологически приемлемых видов топлива. Федеральная программа энергосбережения на 1998-2005 гг. Общая величина потенциала энергосбережения в России в целом (определяемая как возможное снижение использования энергии с помощью экономически обоснованных мер по сохранению энергии) оценивается в 460-540 Mт.у.т. (то есть годовое использование топлива может быть снижено на, примерно, 500 Mт.у.т.; оценка основывается на “Энергетической стратегии России”). Эти оценки в целом верны и сейчас. Меньшая оценка означает использование только отечественных технологий, большая отражает широкое использование лучших мировых технологий. Около трети этого потенциала (150-180 Mт.у.т.) связано с топливно-энергетическим комплексом, треть с промышленностью, в том числе 7-8% дает металлургия, 4-5% производство строительных материалов. Жилищно-коммунальное хозяйство может дать экономию примерно 100 Mт.у.т. (20%), сельское хозяйство 30 Mт.у.т. и транспорт 45-50 Mт.у.т. Практическую реализацию потенциала предполагается осуществлять, прежде всего, через Федеральную целевую программу энергосбережения на 1998 - 2005 годы. Очевидно, что она будет одним из главных элементов “инфраструктуры” всей будущей деятельности. Программа была разработана Министерством топлива и энергетики (с участием Министерства экономики и других ведомств) и утверждена постановлением Правительства в январе 1998 года. Климатические проблемы, конечно, не являются главной целью Программы. Главные цели - это сбережение энергии, трансформация и модернизация энергетики на базе новых технологий, создание рыночных механизмов, включая их экономические, финансовые и правовые аспекты. Дополнительной и очень важной социально-экономической целью является решение проблемы субсидий и связанное с этим урегулирование тарифов. Реализация Программы предусмотрена в два этапа: 1998-2000 гг. и 2001-2005 гг. На первом этапе будет в основном завершено оснащение потребителей приборами и системами учета, расхода и регулирования энергоресурсов, а также энергосберегающим оборудованием. На этот период намечена инвестиционная программа по расширению использования энергосберегающих технологий, производству энергоэффективных материалов, оборудования и конструкций. Будет создан финансово-экономический механизм и нормативно-правовая база энергосбережения на федеральном и региональном уровнях. На втором этапе предусматривается масштабное осуществление энергосбережения в различных отраслях экономики, формирование развитого энергетического рынка и реализация технологических разработок первого этапа Программы. Основные параметры Программы представлены в таблице 4. Таблица 4. Показатели федеральной программы “Энергосбережение России (1998-2005)” 1998-2005 I этап 1998-2000 II этап 2001-2005 в 2005 году Энергосбережение, М т.у.т. 365-435* 53-69 312-366 88-102 Снижение энергоемкости ВВП относительно 1995 г. 13.4% Затраты на реализацию Программы, млрд. долл. 9,22** 2,5 6,72 Стоимость сбереженных энергоресурсов (в ценах 1995 г.) млрд. долл. 24,3 - 28,0 Экономическая эффективность Программы 2,6-3,0*** Снижение выбросов СО2, МтСО2**** 700-900 100-150 600-750 150-200 * Здесь и далее показаны два значения, соответствующие различным вариантам осуществления Программы. ** Пересчитано по курсу на начало 1998 года (6 рублей = 1 долл. США). *** Отношение стоимости сбереженных энергоресурсов к затратам на реализацию Программы. **** Детальные оценки снижения выбросов в Программе отсутствуют. Рассчитано на основании структуры потребления топлива и следующих соотношений: 1 т.у.т. природного газа = 1.6 т снижения выброса CO2, 1 т.у.т. мазута = 2.25 тCO2, 1 т.у.т. угля = 2.8 т CO2. Программа охватывает все виды энергосбережения. Общий бюджет достигает 9 млрд. долл. США, включая 7,8 млрд. долл. капитальных инвестиций и более 1 млрд. на исследовательские и проектно - конструкторские работы. Однако только 3% расходов покрываются из федерального бюджета, 20% дают региональные бюджеты и региональные фонды энергосбережения. Главным источником средств являются коммерческие кредиты (30%), собственные средства предприятий энергетики и прочие рыночные инструменты. Общее энергосбережение выражается в экономии до 430 Mт.у.т. топлива за 8 лет (1998-2005 гг.). Оборачиваемость средств очень быстрая - 1,5-2 года. Дополнительный важный результат - это решение проблемы субсидий и снижение некоторых тарифов на газ и энергию на 8-13%. Программа включает в себя пять подпрограмм: Энергосбережение в топливно-энергетическом комплексе (электростанции, системы газо и энергоснабжения и т.п.) - 2,8 млрд. долл. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве - 2,8 млрд. долл. Энергосбережение в энергоемких отраслях промышленности - 1,5 млрд. долл. Энергосберегающая техника и оборудование - 1,1 млрд. долл. Приборы учета и регулирования расхода энергоресурсов - 1 млрд. долл. На первом этапе (1998-2000 гг.) именно 5-ая подпрограмма - широкое внедрение приборов учета и регулирования расхода энергоресурсов, ожидается как наиболее выигрышная. Существует и дополнительный экологический эффект - снижение загрязнения воздуха и расходования воды, потенциальный предотвращенный ущерб оценивается в 6 млрд. долл. Конечно, необходимо отметить, что утвержденная Программа энергосбережения не носит догматического характера – с течением времени и с изменением экономической и политической ситуаций программа будет претерпевать изменения. Так, в упомянутом выше, в предисловии, Планом действий Министерства топлива и энергетики планируется до апреля 1999 г. произвести ее корректировку с учетом предусмотренных Киотским протоколом механизмов гибкости. Приведенные выше данные говорят об общем потенциале российского предложения квот - это от 1 до 2 млрд. т СО2 эквивалента за 5 лет (2008 - 2012 гг.), а возможно и более. Имеется и немало оценок возможного спроса со стороны развитых стран, анализа ценовых балансов и т.п. В частности, в 1997 - 1998 гг. было выполнено исследование Бюро экономического анализа “Исследование российской национальной стратегии снижения выбросов парниковых газов”, поддержанное Мировым Банком, где говорится о цифрах порядка 1,5 - 3 млрд. т СО2 эквивалента за 5 лет. По нашему мнению уточнение этих цифр сейчас не является самой актуальной задачей. Очевидно, что объемы могут быть очень большими, а общая сумма сделок по всему миру может иметь порядок нескольких миллиардов долларов США. Представляется гораздо более важным быстрее определиться с порядком, объемами и сроками первых шагов - с так называемой ранней деятельностью. Вывоз мусора, куплю строительный песок форум. Вывоз строительно мусора - вывоз мусора. Нефть дорожает. Протокол. Потенциал россии в области переуступки квот. Галузеві методичні матеріали. Наш дом. Главная страница -> Переработка мусора |