Главная страница ->  Переработка мусора 

 

Какой должна быть законодательна. Вывоз мусора. Переработка мусора. Вывоз отходов. Строительство


от 01/05/98 № 1
г. Новгород

 

Об экономии энергоресурсов при проектировании, строительстве, капитальном ремонте и эксплуатации объектов в городе Новгороде

 

В целях организации учета экономии энергоресурсов при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации зданий города Новгорода и обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97№ 425 О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации , постановления Госстроя России от 06.06.97 № 18-14 Об экономии энергоресурсов при проектировании и строительстве , постановления Администрации города Новгорода от Об утверждении Положения о порядке работ по проектированию, монтажу и эксплуатации групповых и индивидуальных приборов учета расхода тепла, газа и воды на объектах г.Новгорода ,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Заказчикам-застройщикам:
1.1. Откорректировать проектно-сметную документацию, выполненную без учета всех мероприятий по энергосбережению на объектах, намеченных для строительства, реконструкции, капремонта после 1 сентября 1997 года, и на объектах, строительные работы на которых начаты после 1 июля 1996 года;
1.2. Осуществлять строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, начатых после 1 июля 1996 года, в соответствии с откорректированной проектно-сметной документацией.
2. Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации города при выдаче архитектурно-планировочных заданий на разработку проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и помещений предусматривать теплозащиту ограждающих конструкций, соответствующую требованиям нормативных документов, и оборудование их индивидуальными приборами учета расхода воды, тепла и газа.
3. Инспекции ГАСН Администрации города:
3.1. Не выдавать разрешения на производство строительных работ, если представленная заказчиком проектная документация выполнена с нарушением требований нормативных документов по сбережению энергоресурсов;
3.2. Представлять в областной лицензионный центр предложения о лишении лицензий на осуществление строительной деятельности организаций, не выполняющих требования нормативных документов, направленных на сбережение энергоресурсов;
3.3. Осуществлять контроль за соблюдением требований нормативных документов, связанных с экономией энергоресурсов в проектах, строительстве и капитальном ремонте.
4. Установить, что с 1 сентября 1997 года не подлежат приемке в эксплуатацию вновь построенные здания и сооружения (строительство которых начато после 1 июня 1996 года), не имеющие теплозащиты ограждающих конструкций в соответствии с требованиями нормативных документов, и не оборудованные приборами регулирования, контроля и учета энергоресурсов и воды.
5. Организациям, независимо от форм собственности до 01.02.98 разработать планы мероприятий по установке приборов учета расхода воды, тепла и газа на подведомственных объектах в течение 1998-2000 годов.
6. Муниципальному унитарному предприятию Теплоэнерго до 01.02.98 разработать:
программу модернизации источников тепла на период 1998-2003 годов;
программу модернизации теплосетей и центральных тепловых пунктов (ЦТП) на период 1998-2003 годов.
7. Муниципальному учреждению Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г.Новгорода восстановить водомерные узлы питьевой воды в жилых домах и разработать программу энергосбережения на период 1998-2003 годов в жилищной сфере.
8. Комитетам по образованию, по охране здоровья, по культуре и социальным вопросам Администрации города:
восстановить водомерные узлы питьевой воды в подведомственных организациях и учреждениях;
разработать до 01.02.98 программу действия в соответствии с постановлением Правительства от 8 июля 1997 года № 832 О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы .
9. Комитету по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и управлению финансов Администрации города разработать схему финансирования установки приборов учета энергоносителей.
10. Считать утратившим силу постановление Администрации города от Об установке приборов учета расхода воды, тепла и газа в квартирах жилых домов и на объектах социальной сферы .
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации города С.И.Круглика.
12. Настоящее постановление вступает в действие с момента опубликования его в газете Новгород . Мэр города А.В.Корсунов

 

 

Тезисы доклада на семинаре Развитие энергосберегающих механизмов в странах Центральной Европейской Инициативы (ЦЕИ)

 

Степаненко В.А., председатель правления

 

энергосервисной компании Экологические Системы

 

1

 

Краткий обзор за период 1995-2000 г.г.

 

2

 

Основные мотивы заинтересованности частного бизнеса, в частности, компаний типа ЭСКО, в развитии законодательной и нормативной базы энергосбережения

 

3

 

Экономические стимуляторы

 

4

 

Административная политика

 

5

 

Инвестиционная и бюджетная политика

 

6

 

Механизмы совершенствования и мониторинг результативности.

 

1.Краткий обзор за период 1995-2000 гг.

 

Закон Украины Об энергосбережении принят Верховной Радой в 1994 году, что положило начало создания законодательной и нормативной базы энергосбережения (ЭС) в Украине. Сегодня на веб-сайте Госкомитета по энергосбережению Украины приведен полный перечень утвержденных документов, образующих законодательную и нормативную базу ЭС [1].

 

Если коротко сказать о востребованности обществом этой базы, то ответ будет прост - сегодня она не востребована.

 

Украинское общество сегодня живет по другим, писаным и неписаным нормам - ЭС еще не стало новой культурой жизнеобеспечения и хозяйствования. Наиболее мощными стимулами сбережения энергии по прежнему являются дефицит энергоносителей и непрерывный рост тарифов.

 

Анализируя динамику развития законодательной базы на примере США и России видно, что основное развитие законодательной и нормативной базы ЭС осуществлялось на уровне регионов (штатов и губерний) [2, 3].

 

Шесть лет опыта работы с облгосадминистрацией Запорожской области по развитию законодательной базы ЭС показали, что все основные новации в проектах документов не проходят фильтра юридического управления - право на внесение каких либо существенных изменений принадлежит Киеву.

 

Зная обстановку в других областях, выражу уверенность, что недостатка в инициативах по совершенствованию правовой и законодательной базы ЭС на местах в Украине не было. Имеет место отсутствие права на эти изменения, даже в порядке эксперимента (Запорожье, Мукачево, Николаев и др.)

 

За 6 прошедших лет в Верховной Раде не рассматривались законодательные акты развития ЭС.

 

Очевидно, что в государстве с унитарным устройством, базовый закон непрямого действия должен быть дополнен рядом законов прямого действия.

 

В Украине сегодня сложилось положение, когда единственным инициатором совершенствования законодательной базы стал Госкомитет по ЭС. И нужно отдать должное Госкомитету по ЭС - они начинали с чистого листа. Однако, его положение в Кабмине Украины не позволило преодолеть естественное сопротивление основных министерств - Минфина и Минэкономики, защищающих свои, ведомственные интересы. Через фильтр согласований этих министерств прошла малая часть законодательных инициатив, а те, что прошли, выглядят тощими и общипанными . Например, известное положение о стимулировании коллективов и отдельных лиц за экономию энергоресурсов [4] (кстати, единственный документ в этом плане за 6 лет), разрешает субъектам хозяйствования относить на себестоимость (т.е. уменьшать базу налогообложения прибыли) 30% от фактически полученной экономии энергоресурсов при условии выплаты указанных средств, как дополнительной премии, к заработной плате.

 

Но и этого раньше никто не запрещал, уровень зарплаты не лимитировался, а затраты на фонды потребления относились на себестоимость (при условии выплаты соответствующих налогов).

 

Как не неловко, но нужно признать, что после принятия базового Закона в Украине не создано дееспособных законодательных решений по тарифным и налоговым стимуляторам развития ЭС; по административной, бюджетной и инвестиционной политике на трех базовых уровнях хозяйствования (государство, область, город).

 

В стране, находящейся в постоянном энергетическом кризисе, законодательная и исполнительная ветви власти стабильно демонстрируют отношение к развитию ЭС, как ко второстепенной проблеме, прежде всего на уровне принятия дееспособных законодательных и нормативных актов.

 

В докладе на конференции в Крыму летом прошлого года о развитии рынка услуг в сфере ЭС Запорожской области [5] я привел текущую оценку объема этого сегмента рынка - не более 1% от его настоящего потенциала.

 

Нет сбыта и в сегменте рынка энергоэффективного оборудования (турбодетандерных установок, счетчиков, регулируемых приводов и т.д.)

 

Только один пример, характерный для сферы потребления - тенденции к значительному росту потребления воды, тепла и электроэнергии в жилом секторе за 6 последних лет заметны невооруженным глазом. Ухудшившаяся эксплуатация многоэтажных зданий (открытые двери, разбитые окна, сквозняк в подъездах и лифтовых шахтах) приводит к значительным (до 30-40%) перерасходам тепла по сравнению с прошлыми периодами. Жильцы утепляют квартиры, тепловые хозяйства снижают свои потери на сетях и в котельных, а у домов собственников нет - сюда проваливаются огромные (только по Запорожью) неконтролируемые потери, оплату которых кто-то должен осуществлять. Кстати, устранение этого вида потерь не требует больших затрат, технически убрать эти потери достаточно просто.

 

Эта ситуация возникла, практически, по всей Украине и именно население фактически переплачивает десятки миллионов долларов в каждый топливный сезон от уровня своих естественных потребностей. И таких, массовых, легкоустранимых потерь достаточно много, например, текущие унитазы (50-70% водопотребления в городах Украины).

 

У истоков этих явлений лежит существующее положение дел с законодательной и нормативной базой ЭС.

 

В приложении [6] к этому докладу предлагается анализ несоответствия существующих хозяйственных отношений в секторе теплосбережения.

 

2.Основные мотивы заинтересованности

 

частного бизнеса в развитии ЭС в Украине

 

Основной целью частного бизнеса является получение прибыли - систематически и неустанно. Необходимость выживать и побеждать в конкурентной борьбе - вечный двигатель прогресса и в ЭС тоже. Наш бизнес - помогать беречь энергию и деньги другим - за это ЭСКО берут свои деньги. Развитие ЭС в Украине для компаний типа ЭСКО не абстрактный лозунг, а вполне конкретная цель - они запрограммированы на реализацию этой функции от рождения.

 

И вполне понятны мотивы ЭСКО по развитию и поддержке законодательной и нормативной базы ЭС в Украине. Особенно необходимо подчеркнуть рыночную направленность этой базы и ее дееспособность - это два основных критерия, которые должны быть взяты за основу.

 

Предлагается краткая оценка содержания и практики применения двух основных документов - Закона Об энергосбережении и Государственной комплексной Программы Украины по энергосбережению.

 

Полагаю, что прошло достаточно много времени, чтобы оценки рыночной направленности и дееспособности этих документов содержали меньше субъективизма.

 

Предлагаются дополнительные параметры оценки этих документов указанным выше критериям, в т. ч.:

 

а)экономические стимуляторы ЭС,:

 

налоговые стимуляторы;

 

тарифные стимуляторы;

 

б)регуляторы хозяйственных отношений:

 

административная политика;

 

инвестиционная политика;

 

бюджетная политика.

 

3.Экономические стимуляторы

 

Не вызовет сомнения тезис о том, что налоговых стимуляторов развития ЭС в налоговом законодательстве Украины нет и не было.

 

Тарифных стимуляторов развития ЭС в Украине также нет. И не было, а существующая тарифная политика зачастую вредит развитию ЭС.

 

Существуют два косвенных тарифных стимулятора ЭС : тарифы на электроэнергию, дифференцированные по зонам суток и отдельный, более низкий тариф на газ для жилого сектора при приборном учете (по сравнению с расчетным способом учета).

 

Для владельца дома или предприятия, безусловно, есть собственные экономические стимулы ЭС. Но исполнительная и законодательная власть в Украине не создали и, последовательно, в течении многих лет, игнорируют примат экономических стимуляторов, прежде всего, в законодательной и нормативной базе.

 

Раздел 2 базового Закона Экономический механизм энергосбережения (по сути, основной раздел Закона) написан так, что за 6 лет практики применения Закона государство не смогло создать дееспособных механизмов его реализации и об этом можно только сожалеть.

 

Та же судьба у ключевого раздела 5.3 ГКП ЭС Формирование экономической среды развития энергосбережения . Авторы Программы достаточно четко, по годам (1996-2000 г.г.), определили порядок создания экономических стимуляторов - однако за 5 лет не реализован ни один из предлагаемых механизмов.

 

Очевидно, необходим Закон Украины прямого действия с условным названием Тарифная политика ЭС и дополнения к Налоговому Кодексу, где не должно быть налоговых льгот, и должны быть механизмы налоговых стимуляторов развития ЭС, прежде всего, на основе принципа самоинвестирования .

 

Без законодательного и правового укрепления экономических стимуляторов развития ЭС не может быть развития бизнеса ЭС в Украине - полагаю, что абсолютный приоритет должен быть отдан решению именно этого вопроса.

 

4.Административная политика

 

Необходимо четко определить правила игры между основными игроками - государство - регионы - муниципалитеты - предприятия. У кого какие права и какие обязанности?

 

С нашей точки зрения необходим отдельный Закон Украины, четко определяющий административную политику ЭС в нашем государстве на основе разделения прав и обязанностей на базовых уровнях хозяйствования страны.

 

И еще один важный момент административной политики - соотношение управления и регулирования. Точка зрения ЭСКО однозначна - основой административной политики должно быть непрямое регулирование развитием ЭС.

 

При вводе механизмов прямого управления - они должны быть установлены на конкретный срок и для решения конкретных задач - их действие должно быть жестко ограничено.

 

Также необходим законодательный механизм прямого действия - Административная политика ЭС .

 

5.Инвестиционная и бюджетная политика

 

В Программе, раздел 5.5. Источники, механизм финансирования и инвестиций в ЭС потребность в инвестициях оценивается в 16.8 млрд. $ на период до 2010 года (16 лет), т.е. примерно по миллиарду $ в год. Предполагалось, что инвестиции в некапиталоемкие мероприятия за 1995-2000 г.г. составят 3.8 млрд. $.

 

5 планируемых лет прошли и реальные инвестиции в ЭС Украины составили в десятки раз меньшую цифру (100-120 млн.$ за 5 лет - экспертная оценка). Характерным примером является судьба УкрЭСКО - компании, имеющей кредитную линию от ЕБРР в 30 млн. $, но так и не сумевшую потратить их в Украине - стране с наибольшим потенциалом энергоэффективности в мире. Этот парадокс запрограммирован существующей (а точнее сказать, несуществующей) инвестиционной политикой ЭС в Украине.

 

Необходимо, чтобы реализация инвестиционной политики ЭС в Украине была реализована целевым Законом, прежде всего, на основе принципа самоинвестирования [7]. Экономия (прибыль), полученная от ЭС, должна получить налоговый кредит при условии ее вложения в следующий проект ЭС. По сути, государство должно ввести ЭС, как особый режим хозяйствования, под своим долгосрочным протекторатом.

 

Еще одним основным моментом инвестиционной политики является гарантии возврата вложенных средств в проекты ЭС, как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов. Нужно законодательное укрепление механизмов аккумуляции средств для ЭС, но это должны быть негосударственные и не внебюджетные и отраслевые фонды - эти временные псевдофонды заслуженно не получили развития в Украине.

 

Сильную поддержку дееспособной инвестиционной политике ЭС в Украине может оказать новая бюджетная политика (государство - регион - муниципалитет). Смысл этой политики хорошо иллюстрируется словами Эдварда Вексея, мэра польского города Бельско-Бяла:

 

…От доклада, в названии которого встречаются слова сбережение энергии или управление энергией , слушатели обычно ожидают информации о новинках типа тепловых насосов, использования солнечной энергии биомассы и так далее. Люди знают, что наше энергетическое хозяйство попусту тратит много энергии и ожидают чудесных технических решений.

 

Когда обнаруживается, что это дорого и неэффективно, и не имеет смысла производить тепло дорогими методами, чтобы его попусту тратить, мы ищем решения в модернизации существующих систем. А для этого тоже нужны большие ресурсы. Так создается замкнутый круг: оплачиваем большие счета потому, что у нас нет средств на модернизацию, которая позволит нам платить меньше. Чтобы разомкнуть этот круг, нужно решительное вмешательство - нужно выполнить первый шаг модернизации, пусть и небольшой. Полученные сбережения станут базой для создания револьверного (возобновляемого) фонда модернизации (если она не будет съедена , т.е. не будет истрачена на решение другого задания…

 

Реализация этой политики должна основываться на трех принципах:

 

средства на ЭС в бюджетах всех уровней должны планироваться как фиксированная доля от платежей за энергообеспечение;

 

использование этих средств должно быть только целевое и на револьверной основе;

 

реализация проектов должна осуществляться на основе тендеров и прозрачности.

 

6.Механизмы совершенствования правовой и

 

законодательной базы ЭС и мониторинг результативности

 

Предлагается создать рабочую группу при ГК ЭС из представителей муниципалитетов (Ассоциация городов Украины), облгосадминистраций и частного бизнеса ЭС (АЭСКО) в задачи, которой войдет следующее:

 

подготовка исходной рабочей записки;

 

сбор предложений из регионов, муниципалитетов и их обсуждение с привлечением ведущих украинских СМИ;

 

подготовка депутатской группы в Верховной Раде;

 

подготовка пакета законодательных актов для внесения в ВР Украины;

 

укрепление технологии перфоманс-контрактов в рамках хозяйственного и договорного права Украины;

 

5 лет ушло на испытания прямого пути создания законодательной и нормативной базы ЭС в Украине - инициаторы - Госкомитет по ЭС - министерства - ВР или президент между ведомствами Кабинета Министров Украины. В результате компромиссов при согласовании проектов документов остается голый текст, что заведомо обрекает законотворчество на формальный и недееспособный исход. И, конечно же, жаль потерянного времени. Эти потери для страны с населением 50 миллионов человек оборачиваются десятками миллиардов долларов непроизводительных потерь и затрат энергоресурсов.

 

Экспертные оценки показывают, что при переходе Украины на дееспособный режим ЭС с 1991 года необходимости в российском и туркменском газе уже не было бы, нам вполне достаточно его собственной добычи и поступлений за транзит.

 

Нужен другой, более экономный и дееспособный механизм создания законодательной и нормативной базы нашего государства и нужно не выдумывать велосипеды - большая часть этих механизмов уже испытана в других странах и их нужно брать за основу. Дополнительно, к рабочей группе, нужна наблюдательная группа из представителей США, стран Центральной и Восточной Европы с рекомендательными функциями, а также функциями мониторинга результативности законодательных и нормативных актов в сфере ЭС Украины. Мы могли бы использовать рекомендации коллег еще на этапе обсуждения проектов документов. Сам же механизм прозрачности и международного внимания к этой проблеме заставил бы задуматься многих чиновников в нашем небогатом государстве.

 

Необходимо подготовить и провести в 2001 году двухдневный семинар по обмену опытом в развитии законодательной и нормативной базы ЭС с участием:

 

представителей энергетических офисов (агентств) США и Европы;

 

начальников отделов и управлений ЭС из облгосадминистраций и ключевых муниципалитетов Украины;

 

представителей Ассоциаций ЭСКО США, Европы и Украины;

 

Результаты дискуссий осветить в украинских СМИ.

 

Перечень литературы

 

1. www.cenef.kiev.ua (чинні акти законодавства (нормативного характеру) у сфері енергозбереження).

 

2а. . Process for Institutions of Higher Education and State Agencies. Texas Higher Education Coordinating Board. General Services Commission, State Energy Conservation Office. Texas Energy Coordination Council . Revised: September 4, 1998 (Перфоманс-контракты в штате Техас. Руководящие принципы).

 

2b. California’s 1999 Large Non-Residential Standard Performance Contract Program Procedures Manual . July 14, 1999. Version 2.0. (Руководство по процедурам стандартного перфоманс-контракта штата Калифорния).

 

2с. Guide to Energy Performance Contracting. Prepared by: South Carolina Energy Office. June 1998 (Руководство по энергетическим перфоманс-контрактам штата Южная Каролина)

 

3а. Постановление Правительства Москвы № 566 от 28 июля 1998 года О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в Москве .

 

3b. Материалы webmaster@www.es.tomsk.ru - Нормативно-правовая база энергосбережения Томской области РФ.

 

3c. Нормативно-правовая база ЭС Челябинской области РФ.

 

4. Наказ Держкоменергозбереження та Мінекономіки від 21.06.2000 р. № 47/127. Про затвердження Положення про матеріальне стимулювання колективів і окремих працівників підприємств, організацій та установ за економію паливно-енергетичних ресурсів . Зареєстровано в Мінюсті 10.07.2000 р. за 405/4626. Рішенням від 12 липня 2000 р. № 4766 внесено до Єдиного реєстру нормативних актів з присвоєнням реєстраційного коду 16258/2000.

 

5.Формирование рынка услуг в сфере энергосбережения Запорожской области. В.А. Степаненко, ЭСКО Экологические Системы . Выступление на семинаре в Крыму 25.06-01.07.2000 г.

 

6. Энергосбережение у потребителей тепловой энергии в бюджетной и жилищной сферах коммунального хозяйства Запорожской области. Записка. Подготовлена В.А.Степаненко, ЭСКО Экологические Системы , декабрь 2000 г.

 

7а..Пояснительная записка к механизмам «самоинвестирования» прибыли, полученной от энергосбережения и энергоэффективности субъектами хозяйствования в Украине. Подготовлена межрегиональной рабочей группой комиссии Кучма-Гор. 1999 г.

 

7b. Сравнительный анализ предложений по реформе Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» применительно к энергосбережению. Записка. Подготовлена В.А.Степаненко, ЭСКО-ВОСТОК. 12.05.1999 г.

 

Сбор и вывоз строительного мусора. Вывоз мусора и вывоз строительно мусора.

 

Закон города москвы.
Регулятор освещения.
Эпоха освещения.
Новая страница 1.
Экономический аспект учета тепло.

 

Главная страница ->  Переработка мусора 

Реклама
Hosted by uCoz