Главная страница -> Переработка мусора
Два взгляда на глобальное потепление. Вывоз мусора. Переработка мусора. Вывоз отходов. СтроительствоЕ. Еремин В начале каждого отопительного сезона в городах Украины обнаруживают, что холода наступили неожиданно, часть теплового хозяйства не отремонтирована, топлива на зиму заготовлено недостаточно, а долги населения и предприятий за коммунальные услуги, в том числе за отопление и горячее водоснабжение, достигают астрономических сумм. И так каждый год на протяжении уже более десяти лет. Но в этом году коммунальщики заговорили о том, что «запас прочности», в частности систем теплоснабжения городов, который достался независимой Украине в наследство от социалистических времен, исчерпан. То есть срочно надо что-то делать, но на это «что-то» конечно же нет денег. Население, разумеется, недовольно качеством услуг теплокоммунэнерго (ТКЭ) и дороговизной отопления, и горячей воды. Достаточно сказать, что в среднем отопление квадратного метра площади городской квартиры в Украине обходится ее жильцам от 1 до 2 грн. ежемесячно на протяжении всего года. Откуда берутся такие тарифы — одному Богу известно. Если же перевести годовую сумму оплаты за тепло в стоимость, например, угля, то за отопление трехкомнатной квартиры средних размеров необходимо за год заплатить столько, сколько стоят 3,5 — 4 тонны самого высококачественного угля — антрацита. Но реально, чтобы обогреть такую площадь, топлива необходимо в три раза меньше. В среднем отопление небольшой трехкомнатной квартиры обходится ее жильцам в 80—100 грн. в месяц в течение всего года, но далеко не всегда они имеют это самое отопление, а горячую воду во многих городах Украины — только в «сезон». Так за что же платит население? И что ж это за такая «рыночная экономика», если монополист — теплокоммунэнерго — за плохое обслуживание требует платить все больше и больше, а местные власти его еще и защищают? Именно так можно расценить рост тарифов на коммунальные услуги в Одессе и позицию городских властей, а поскольку это произошло в период сильного похолодания, то вся эта история вообще отдает шантажом… В общем, все понимают, что кризис теплокоммунэнерго на пороге, но противостоять ему либо невозможно, либо очень сложно. Те же потребители тепла, у которых есть деньги, уже давно ищут решение проблемы индивидуально — устанавливают в своих квартирах системы отопления. Благо, такие уже существуют. Это так называемые газовые котлы конвекторного типа, которые не требуют сложной системы дымоходов, для их установки в обычной городской квартире достаточно проделать небольшое отверстие в наружной стене. Владелец хорошего импортного конвекторного котла ежемесячно расходует (только в отопительный сезон, и только на газ!) порядка 35—45 грн., но при этом имеет и тепло, и горячую воду, и газ на кухне. И стали богатые обращаться в местные органы власти с просьбами разрешить им устанавливать в своих квартирах такие котлы. Но некоторые бедные жильцы многоквартирных домов в разных городах, понимая, что оплачивать отопление им не под силу, стали обращаться с другими просьбами — отключить у них обогревательные системы. И богатые, и бедные, как правило, мотивировали свои просьбы тем, что квартиры у них теперь приватизированы, то есть стали их частной собственностью, а посему теперь они в своих квартирах могут делать все, что им заблагорассудится. И кое-где власти стали разрешать устанавливать конвекторные котлы и отключать от отопления неимущих. Но тут всполошились специалисты-теплотехники и газовщики, а также руководство теплокоммунэнерго: отключение от теплоснабжения богатых в перспективе грозит финансовым крахом для теплоснабжающих организаций, поскольку они потеряют платежеспособных клиентов, но останутся с долгами и должниками. Отключение какой-то части «бедных» также не укрепит их экономического положения, так как расходы на обслуживание котельных, теплотрасс и т.д. останутся практически теми же, но потребителей тепла, которые хоть теоретически в будущем могли бы погасить долги и оплачивать услуги всех этих теплокоммунэнерго, станет меньше. Специалистов газовых хозяйств не устраивает при установке индивидуальных газовых котлов в многоквартирных домах необходимость замены труб газораспределительных сетей в домах, на фасадах, внутридворовых и даже внутриквартальных газопроводов на трубы большего диаметра, поскольку в этом случае потребление газа многократно возрастет (примерно в 5 раз). Вместе с установкой конвекторных котлов возрастает и опасность катастроф (взрывов газо-воздушной смеси в квартирах) поскольку нет гарантии, что все газовое оборудование в таких домах будет работать надежно и безотказно. Кроме того, отключение отдельных квартир в доме от единой системы отопления вызывает необходимость переналадки и регулирования подачи теплоносителя в такие дома и даже целые кварталы и микрорайоны, поскольку из системы (на то она и система) нельзя без последствий изымать какие-то ее элементы. И, как считают специалисты, если количество конвекторных котлов в доме или микрорайоне превысит 15%, восстановить работу системы будет уже невозможно или очень сложно: где-то батареи в домах будут раскаленными, а где-то жильцы будут замерзать. Устранять неполадки будет сложно еще и потому, что специализированные организации, выполняющие пуско-наладочные и регулировочные работы на объектах теплоснабжения, существуют только в крупных городах. В большинстве сравнительно небольших городов таких служб просто нет. Неизбежны и социальные последствия — демонстрации, пикетирования, не исключено — с призывами вообще не платить за отопление, что, скорее всего, и произойдет. В подтверждение тому — реакция населения Одессы на увеличение тарифов на коммунальные услуги (без особой надежды на повышения их качества), которую энтузиазмом назвать трудно… И, наконец, специалисты-теплотехники возражают против отключения тепла у неплатежеспособных владельцев квартир еще и потому, что внутридомовые перегородки в домах, построенных в последние десятилетия, не только не обладают достаточной звукоизоляцией, но и не рассчитаны на чрезмерные теплопотери. То есть если в доме зимой появятся несколько «холодных» квартир, то смежные с ними стены, полы и потолки «теплых» квартир или комнат обязательно будут отсыревать и в них, разумеется, будет тоже не слишком тепло. Все это, конечно же, будет негативно влиять на долговечность конструкции всего здания. И это далеко не все неприятные последствия. Кое-кто высказывает и довольно неожиданное опасение: не могут же жильцы «холодных» квартир жить в них, совсем не обогреваясь. Значит, они научились воровать электроэнергию или газ… Но при этом заставить их поставить в своих квартирах газовые счетчики никто не имеет права. Индивидуальные конвекторные котлы состоятельные граждане устанавливают в своих квартирах в основном из-за неуверенности в том, что завтра (через неделю, в следующем году и т.д.) всякие там теплокоммунэнерго будут отапливать многоквартирные дома, и отапливать хорошо. Кстати, эту тенденцию очень быстро заметили фирмы, строящие жилье в городах. Например, «Киевгорстрой» вновь построенные многоквартирные дома оснащает внутриквартирными индивидуальными системами отопления и горячего водоснабжения — теми самыми конвекторными котлами. Есть, возможно, еще одна сторона у этой проблемы. О ней мне рассказал как-то сосед по вагону во время одной из поездок. Он оказался недавно ушедшим на пенсию бывшим начальником газового хозяйства одного небольшого города в Западной Украине. Однажды его пригласили на заседание горисполкома (хоть газовое хозяйство и не является коммунальным предприятием). И мэр, а заодно и другие члены исполкома стали требовать ответа: почему его контора «плохо работает»? Мой собеседник искренне удивился: почему жители городка жалуются не ему, а сразу городскому голове? У него если и были жалобы, так только на отсутствие (иногда) в продаже сжиженного газа и его дороговизну. Но мэр «сотоварищи» после интенсивной психологической обработки начальника газового хозяйства стали требовать, чтобы он… повысил давление в распределительной сети города то ли в два, то ли в три раза (!?). В общем, сказав городскому голове «пару ласковых слов» о том, что это не входит в компетенцию «отцов города», мой собеседник хлопнул дверью. Позже он узнал, что один из известных городских предпринимателей — родственник мэра закупил где-то большую партию конвекторных котлов. Но то ли они оказались промышленными, то ли были рассчитаны на сжиженный газ или что-то там еще, однако для условий использования в домах с обычным природным газом под давлением, с которым он подается к газовым плитам, они не подходили. Вот мэр и решил помочь родственнику… В общем, этот бывший газовщик не знал, куда городской голова и его кум дели эту гору котлов. Но, как мне кажется, во всей этой проблеме с установкой конвекторных котлов в многоквартирных домах нельзя сбрасывать со счетов и фактор лоббирования интересов заинтересованных фирм, производящих такие котлы или торгующих ими. Что же касается регламентирующей базы этой темы, то она достаточно запутанная. С одной стороны, 2 июля 1999 года вышел в свет приказ Госстроя Украины № 45, разрешающий устанавливать в многоквартирных жилых домах отопительные приборы конвекторного типа. С другой — существует ряд документов компании «Укргаз», суть которых сводится к следующему: «Укргаз» считает возможным установку индивидуальных отопительных приборов и газовых колонок в квартирах многоэтажных домов с недействующим центральным отоплением и горячим водоснабжением. В информационном бюллетене Госкомитета по строительству, архитектуре и жилищной политике Украины (Держбуд України), сборник 2001 года, №1 в одном случае сказано, что устанавливать индивидуальные газовые отопительные котлы в уже существующих многоэтажных домах нельзя, это можно делать лишь в новых или реконструированных домах, в которых все квартиры будут оснащаться котлами конвекторного типа или газовыми каминами заводского изготовления. Но в том же документе в другом параграфе говорится, что в индивидуальных квартирах многоквартирных домов можно устанавливать конвекторные отопительные котлы, предварительно согласовав их установку со службой пожарной охраны, санэпидемстанцией, службой охраны труда и т.д. и региональным проектным институтом. Как мне представляется, данная проблема комплексная, и разные группы населения решают ее по-своему. Кто-то же наоборот — «греет руки» на боязни граждан очутиться зимой в холодной квартире. Но очень большая категория потребителей услуг теплокоммунэнерго вследствие низкого уровня доходов не может как-либо повлиять на этот процесс. И таких среди городского населения Украины, если судить по долгам за коммунальные услуги, от 40 до 60—70 % и больше. Но, как ни странно, местные власти во многих населенных пунктах почему-то считают, что большую часть неплательщиков составляют… состоятельные граждане. Хоть стой — хоть падай! Это в Украине-то богатых до 70% или даже больше? И эти мерзавцы не хотят платить за тепло, воду и канализацию? Ну совсем эти «новые украинцы» обнаглели! А недавно какая-то государственная радиокомпания удивлялась: в благополучном Киеве с его очень высокой средней зарплатой (более 670 грн. на работающего) за последний месяц резко возросли (более чем на 40 млн. грн.) долги за тепло и горячую воду. Так это в Киеве! А в небольших городах, где зарплата вдвое-втрое ниже и где уже давно забыли, что такое горячая вода, — там что, тоже с жиру бесятся? По-видимому, проблема с оплатой тепла и других коммунальных услуг — социальная и объясняется нищетой значительной части населения страны. Именно нищета большинства породила стремление состоятельного меньшинства не стать заложниками грядущего краха теплокоммунэнерго, а посему процесс установки индивидуальных отопительных приборов в многоквартирных домах будет продолжаться. Тем более что сегодня законодательно воспрепятствовать ему очень сложно или почти невозможно. На местном уровне кое-где власти пытаются затруднить установку конвекторных котлов, например, возложив на первого клиента все расходы по замене труб внутридомовых, фасадных и дворовых газораспределительных сетей. Но эффективность такого метода торможения снижается с появлением других желающих обзавестись индивидуальными системами отопления и горячего водоснабжения. В других случаях проектные организации отказываются выполнять проекты на установку таких котлов в многоквартирных домах, если эти отопительные приборы не имеют как минимум пятикратной защиты от сбоев в работе автоматики. К установке в индивидуальных домах конвекторных котлов такого требования нет: если и взорвется такой клиент, то, по крайней мере, пострадает лишь он да его семья, а не несколько десятков человек в смежных квартирах многоэтажного дома. Иногда руководители газораспределительных организаций даже пытаются обманывать желающих установить в своих квартирах конвекторные котлы, предъявляя им, например, письмо Одесского облгаза, разосланное в районные подразделения этой фирмы в начале прошлого года, в котором говорилось о том, что конвекторные котлы можно устанавливать только во вновь построенных или реконструированных домах, в которых все квартиры будут оснащены такими нагревательными приборами. Хотя, как было сказано выше, это не совсем так. Подводя итог, можно сделать такие выводы. С увеличением количества конвекторных котлов во многоквартирных домах финансовые показатели теплокоммунэнерго будут либо ухудшаться, либо стабилизировать на нынешнем «полумертвом» уровне. Это не позволит своевременно производить ремонт и замену изношенного оборудования и теплопроводов. В результате в различных городах в отопительный сезон может возрасти число аварий с прекращением подачи тепла в жилые кварталы. При достижении «критической точки» (когда количество квартир, в которых будут установлены конвекторные котлы, превысит 15%) коммунальные предприятия теплоснабжения постигнет крах — как технический, так и финансовый. Это в свою очередь вызовет в разгар какой-то зимы если не социальный взрыв (в городах, особенно пострадавших от экономической разрухи), то, по крайней мере, большие беспорядки — стихийные демонстрации, митинги, пикетирование различных учреждений местных властей и т.д. С другой стороны, похоже, установка индивидуальных котлов в приватизированных квартирах граждан — закономерный и объективный процесс, остановить который уже невозможно. Но этот процесс — бомба замедленного действия для теплокоммунэнерго. Однако жертвами взрыва этой «бомбы» будут большинство потребителей тепла, поскольку стоимость услуг ТКЭ значительному большинству граждан Украины сегодня не по карману. В то же время они не могут позволить себе обзавестись собственной системой отопления (надежный импортный конвекторный котел в розничной продаже стоит от 500 до 1000 долл.). Исправить положение может, на первый взгляд, только резкий рост доходов населения (что маловероятно), что даст возможность многим погасить долги коммунальщикам. Но, в свою очередь, гипотетический рост благосостояния населения совершенно закономерно ускорит процесс установки индивидуальных котлов в приватизированных квартирах. Если же заметного роста доходов не будет, агония теплокоммунэнерго будет продолжаться еще какое-то время. На мой взгляд в обеих случаях гибель теплокоммунэнерго в их нынешнем виде неизбежна. Остается решить только одну задачу: что в этом случае делать бедным, которых в Украине со временем почему-то не становится заметно меньше, и пенсионерам? Умирать вместе с ТКЭ?
С.Голубчиков На глобальном потеплении климата Россия может хорошо заработать. Международные обязательства по сокращению выброса в атмосферу газов, провоцирующих парниковый эффект (Киото, 1997 г.) позволяют России продавать соответствующие квоты и получать ежегодную выручку в миллиарды долларов — больше, чем весь отечественный оружейный экспорт. Мы можем стать абсолютным лидером в новом сегменте мирового рынка квот на выбросы парниковых газов. Это в случае, если глобальное потепление является научно доказанным фактом. Ну а если его нет, то его надо выдумать, что и делают транснациональные компании, — утверждают экологи Международного Социально-Экологического Союза (МСоЭС). Глобальное потепление — факт Страны, подписавшие Киотский протокол, уверены в том, что глобальное потепление — это наступившая реальность, а значит, на мировом рынке возрастет спрос на квоты на выбросы парниковых газов (КВПГ). По прогнозам и наших, и зарубежных статистиков, цена за условную тонну эмиссии парниковых газов будет колебаться в пределах 10-50 долл., а спрос может достичь 10-15 млрд. т. Причем Россия, фактически уже выполнившая киотские обязательства, в перспективе становится главным поставщиком, а США — главным покупателем квот, контролируя 60% рынка выбросов парниковых газов. («Независимая газета» от 15.11.2000). В июне 2000 г. Б. Клинтон и В. Путин как представители главных стран-игроков на возникающем рынке «парниковых услуг», уже подписали совместную декларацию о сотрудничестве в этой сфере. Предполагается, что заработанные таким образом деньги под жестким международным и общественным контролем Россия будет вкладывать в экологически значимую модернизацию электроэнергетики, металлургии, нефтяной, газовой отраслей. Именно об этом шла речь в октябре 2000 г. на московском семинаре «Участие России в предотвращении глобального изменения климата: возможности, проблемы, перспективы», организованного Международным Социально-Экологическим Союзом, на нем присутствовали более 60 экспертов и представителей российских неправительственных организаций (НПО), обсуждавших вопросы, связанные с механизмами осуществления Киотского протокола по глобальному потеплению. По результатам встречи был подготовлен текст Обращения к государственным структурам (Росгидромет, Минэнеро РФ, РАО ЕЭС, Комитет по экологии Госдумы РФ). В этом документе участники семинара обращают внимание представителей государственных структур, отвечающих за подготовку национальной позиции России на шестом раунде переговоров сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата, на необходимость решения конкретных вопросов, связанных с реализацией решений Киотского протокола, а именно: полно и своевременно информировать все заинтересованные группы общественности, предоставить им возможность высказывать свое мнение и учитывать его в процессе принятия решений; обеспечить эффективное участие общественности в деятельности, связанной с осуществлением Киотского протокола и хода переговоров по нему; обеспечить прозрачность процесса осуществления механизмов, заложенных в Киотском протоколе; гарантировать целевое использование средств на проекты устойчивого развития, в первую очередь в областях энергоэффективности и энергосбережения, альтернативного использования энергии, а также лесовосстановления и лесоразведения; добиться широкомасштабного учета лесов России в углеродном балансе на основе строгого следования принципам устойчивого лесопользования. Позиция «зеленых» России и Европы В ноябре 2000 г. в Гааге прошла Шестая конференция сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата, в которой приняли участие представители более 160 стран. Один из самых острых вопросов, который обсуждался на этом форуме, — торговать ли так называемым «горячим воздухом» — квотами на выбросы парниковых газов. Россия настаивает на предоставлении ей возможности продавать квоты западным странам. Позиция общественных организаций разных стран: квотами торговать нельзя, так как это не поможет решить проблемы изменения климата и избавиться от устаревших вредных технологий. Развитым странам выгоднее купить у России и стран СНГ излишки квот на выбросы, чем заниматься переоборудованием производства и останавливать вредные предприятия. России, же выгоднее направить международные финансовые поступления на переоборудование устаревших предприятий и развитие новых, экологически безвредных технологий. Еще в 1997 г. во время создания Киотского протокола, члены международной группы экспертов по изменению климата заявили, что для достижения положительных результатов по вопросам глобального потепления выбросы парниковых газов необходимо сократить как минимум наполовину, а не на 5.2%, о которых говорится в Киотском протоколе. Величина сокращения выбросов парниковых газов — причина больших экономических споров между государствами. Представители стран Европейского Союза в начале конференции поддержали позицию США в отношении роли лесов как поглотителей углекислого газа. Но в ходе конференции они изменили свою позицию и выступили с диаметрально противоположным заявлением, в котором, в частности, говорится: «Предложение США, Канады и Японии по поводу роли лесов не обеспечивает экологическую целостность Киотского протокола». По мнению этих стран, целесообразно считать полезное свойство лесов поглощать углекислый газ одним из факторов уменьшения выбросов. Европейские политики назвали это «дармовой помощью». Россия уже ратифицировала Рамочную конвенцию и подписала Киотский протокол. Теперь это предстоит сделать и другим странам. Но подписание этого документа осложняется из-за позиции «зеленых», которые считают неприемлемым подход, превращающий естественные экосистемы в так называемые «углеродные плантации» — искусственные лесонасаждения, выращиваемые с единственной целью — для поглощения углекислого газа из атмосферы. Они считают, что это приведет к серьезным экологическим последствиям. Европейские «зеленые» также выступают против предоставления России права торговать квотами на выбросы. Россия настаивает на экспорте своих квот в США и страны Западной Европы, которые не успеют к назначенному сроку снизить уровень выбросов согласно Протоколу. «Зеленые» считают, что это никоим образом не будет способствовать решению проблемы изменения климата, и нужно не пользоваться неразвитостью экономики России и стран СНГ, а принимать реальные меры по снижению выбросов в развитых странах. Российские «зеленые» требуют особое внимание уделить и такому дискуссионному вопросу, как широкомасштабный учет лесов России в углеродном балансе. А.О. Кокорин (Всемирный фонд защиты природы, WWF) и Г.Н. Коровин (Международный институт леса) считают, что возможности России для проведения инвентаризации лесного потенциала не хуже, чем на Западе. При этом важно понимать, что проекты по лесоразведению не могут конкурировать с проектами в области энергоэффектности, так как посаженные леса начинают поглощать углекислый газ не раньше чем через 10-15 лет. Однако неучет лесов, особенно старовозрастных перестойных, может привести к тому, что они станут большим, нежели промышленность, источником парниковых газов (перестойные леса при гниении поглощают кислород и выделяют углекислый газ). Участники московского семинара призвали представителей российских НПО более активно сотрудничать с российской официальной делегацией в Гааге и лоббировать наиболее актуальные для общественности вопросы. При этом «зеленые» требуют, чтобы страны, подписавшие Киотский протокол, не обосновывали невыполнение своих обязательств по снижению выбросов парниковых газов покупной квот у других стран. Глобальное потепление — миф, выдуманный ТНК? (Игра в несуществующую опасность) По мнению В.Н. Шалимова (Волгодонское отделение Социально-Экологического союза), глобального потепления вследствие эмиссии в атмосферу парниковых газов антропогенного происхождения не существует и эта проблема явно надумана. Свою мысль он аргументирует такими фактами. Изменение глобального климата имеет циклический характер. В течение длительного временного интервала вслед за фазой потепления неизбежно следует фаза похолодания. Среднемировая, среднегодовая температура — это такой эфемерный показатель состояния биосферы, который зависит: а) от количества точек замеров температуры, б) их распределения по земной поверхности, в) частоты замеров температуры в течение суток, г) точности измерительных приборов. Если учесть, что в разных странах внедрены различные стандарты на производство метеонаблюдений, используется различное измерительное оборудование, то величина 0.3 градуса за десятилетие может оказаться в пределах погрешности длительных измерений. Солевой состав вод Мирового океана предопределяет его огромную буферную емкость по углекислому газу. Поэтому повышение концентрации углекислого газа в атмосфере смещает равновесие в сторону связывания некоторой части избыточного углекислого газа в водорастворимые и нерастворимые карбонаты. Из-за более высокой плотности углекислого газа в сравнении с воздухом основная доля его техногенной части сосредотачивается в приземном слое атмосферы, что создает благоприятные условия для его растворения в Мировом океане. Повышение концентрации углекислого газа в нижних слоях атмосферы активизирует фотосинтез, следовательно, другая часть избыточного техногенного углекислого газа связывается ускоренным процессом образования биомассы. Да, действительно, мировому капиталу потребовалась новая «приманка» для вовлечения слаборазвитых стран и стран с переходной экономикой (типа России, Украины, Китая) в международные рыночные отношения. Если кроме природных ресурсов они не могут ничего предложить на мировом рынке, то для них выдумываются мифические квоты несуществующих опасностей, а заодно, чтобы не вызвать подозрения, аналогичными квотами наделяются и развитые страны, которые и определяют правила игры. От продажи квот выбросы парниковых газов не уменьшатся — вряд ли развивающиеся бедные страны пустят «парниковые» деньги на модернизацию технологий с тем, чтобы уменьшить загрязнение атмосферы. Следует учитывать, что большинство развивающихся стран и стран с переходной экономикой управляются коррумпированными элитами и еще далеко не завершили стадию накопления первичного капитала. Поэтому, даже если и будут выручены какие-то деньги вследствие участия в международной игре в углекислотный тотализатор, они, несомненно, будут разворованы. И это как раз законсервирует старые и экологически опасные технологии в развивающихся странах, но никак не создаст предпосылки для внедрения новых энерго-, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Самым опасным моментом в этой Киотской «игре» является то, что несуществующую проблему потепления климата в первую очередь поднимают атомщики. Для них так называемый парниковый эффект становится идейной платформой для оправдания дальнейшего развития ядерных технологий. По мнению Е.А. Шишконаковой (Московская областная общественная экологическая организация «Истрица»), обман, связанный с ощущением роста средней температуры на планете, состоит в следующем: Повышение температуры носит локальный характер. С ускорением процессов урбанизации возрастают темпы рассеивания в атмосфере любого вида энергии. Поскольку за последние четверть века количество городов-миллионеров в мире удвоилось, то на Земле возникло значительно больше локальных точек с более высокими параметрами температуры, чем на малонаселенных территориях. Следует также учитывать, что наиболее развитая сеть метеомониторинга исторически создавалась вокруг крупных городов. Именно с этим связана иллюзия повышения среднемировой температуры. Отчасти локальное повышение температуры, особенно в густонаселенных регионах северного полушария, связано с увеличением техногенно созданной площади поверхности испарения воды вследствие строительства искусственных водохранилищ. В этих точках наблюдается повышенное влагосодержание воздуха и, следовательно, увеличивается его теплоаккумулирующая способность. Экологи, которые неосознанно или намеренно поддерживают несостоятельную гипотезу о потеплении климата и оперируют такими экспериментально неопределяемыми величинами, как, например, повышение уровня океана на 1-2 мм в год, тем самым льют воду на мельницу мирового ядерного лобби. В угоду атомщикам вряд ли стоит одну из тупиковых гипотез превращать в научно доказанный факт. Вывоз строительного мусора особые соблюдением. Ссылка на вывоз строительного мусора. Газовой паузы на всех не хватит. Как сделать дом теплым. Перешкоди реалізації політики енергозбереження в україні. Цены на нефть продолжают падать. эксперты прогнозируют снижение до 90 долл/барр. От энергетической эффективности. Главная страница -> Переработка мусора |