Главная страница ->  Переработка мусора 

 

Экономический аспект учета тепло. Вывоз мусора. Переработка мусора. Вывоз отходов. Строительство


Рациональное использование энергоресурсов

 

В.Г. Завадский,
Л.Г. Саргсян

 

Журнал «Промышленно-строительное обозрение» неоднократно поднимал тему эффективного использования энергоресурсов в промышленности. Однако вопрос остается актуальным и сейчас. Специалисты ООО «Энергоинжиниринг» делятся своей точкой зрения на возможности проведения энергосберегающих мероприятий, в том числе и в условиях дефицита свободных денежных средств.

 

Активное возрождение отечественной промышленности ведет к значительному росту потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Одновременно просматривается тенденция возникновения дефицита энергоресурсов, и в первую очередь – природного газа.
В связи с этим возникает острая необходимость рационального использования энергоресурсов в промышленности как крупнейшем потребителе, т.е. стратегия энергосберегающей политики.

 

Обследования промышленных предприятий Северо-Запада показывают, что потенциал возможного энергосбережения в промышленности может достигать до 20–25 % годового потребления ТЭР. Реальная его величина зависит от типов предприятий и характера их режимов работы.
Общей закономерностью является тот факт, что чем ниже объем производства, тем выше (в %) этот потенциал. Поэтому одним из первостепенных условий общего снижения объемов энергопотребления в промышленности является всемерное повышение эффективности использования ТЭР. Реальное осуществление этого должно основываться не только и не столько на технических решениях, сколько на рационально построенных организационной и экономической политике на самих предприятиях и региона в целом.

 

Одной из основных причин низкого уровня эффективности использования ТЭР является все еще существующее мнение о незначительности доли энергетических затрат в себестоимости продукции и представление о доступности и дешевизне энергоресурсов. Тем не менее в ряде отраслей эта доля составляет от 15 % до 40 % себестоимости продукции (без учета стоимости сырья и материалов), а в отдельных случаях она достигает 75 %.
В то же время снижение конкурентоспособности отечественной продукции связано как с постоянным удорожанием энергоносителей, так и в устаревшем подходе к управлению процессом использования ТЭР в промышленности.
В конечном итоге это влечет за собой вынужденное снижение объемов производства (за счет потери конкурентоспособности) и дополнительный рост энергоемкости продукции (в связи с падением загрузки и так неэффективно загруженных производственных мощностей).

 

При проведении обследований состояния энергопотребления на промышленных и муниципальных объектах установлено, что на многих из них по-прежнему не проводится серьезной работы по снижению энергоемкости выпускаемой продукции. Причем ссылка делается на объективные экономические обстоятельства: резкое снижение объемов выпускаемой продукции; устаревшее технологическое оборудование; низкую степень обеспеченности предприятий современными техническими средствами учета использования энергоносителей; невозможность организовать системный энергетический мониторинг и т.п.

 

На эффективности использования ТЭР отрицательно сказывается отсутствие стратегических планов реструктуризации производств и должного административно-экономического порядка в энергохозяйствах предприятий, а также недостаточность (зачастую полное отсутствие) как комплексной системы нормативного обеспечения эффективного использования ТЭР, так и стратегии режимов работы предприятия в текущих условиях. При этом энергослужбы предприятий не располагают достаточным количеством высококвалифицированного персонала.
Серьезной помехой служат устойчивые психологические стереотипы, выражающиеся в неверии в эффективность и целесообразность энергосбережения, особенно на рабочих местах. У работников предприятий отсутствует экономическая заинтересованность в рациональном использовании ТЭР.
К сожалению, энергослужбы предприятий, как правило, не принимают участие в формировании технической политики и портфеля заказов.
Велики потери ТЭР из-за аварийных простоев технологического и энергетического оборудования.

 

С последствиями неэффективности режимов энергопотребления в промышленности приходиться сталкиваться буквально на каждом шагу.
К типичным примерам можно отнести значительные потери электроэнергии на выработке сжатого воздуха, достаточно часто неэффективно используются котельные установки. Высоки потери в системах водоснабжения из-за нерационального использования воды на промышленных циклах и хозяйственного назначения и существующего принципа «хвостовой» водоочистки. Высок уровень потерь теплоносителей из-за несовершенства теплофикационных систем и наличия «выбросов в атмосферу». Значителен уровень потерь электроэнергии в осветительных установках. Крайне низко использование собственных вторичных энергоресурсов и т.п.
Все это предопределяется главным — отсутствием на большинстве предприятий системного энергетического мониторинга за использованием ТЭР.

 

Большинство предприятий ссылаются на невозможность в данное время организовать целенаправленную энергосберегающую политику, объясняя это отсутствием свободных денежных средств.
Однако многие мероприятия по энергосбережению могут быть осуществлены с весьма незначительными затратами. Это, в частности:
-создание новой системы отчетности по энергопотреблению;
-обеспечение специалистов предприятий информацией и материалами о новейших методах и средствах повышения эффективности использования ТЭР;
-разработка и реализация программ и стандартов предприятия по управлению энергопотреблением и энергосбережению;
-введение системного энергетического мониторинга на базе существующей оргтехники.
Для реализации данного перечня мероприятий значительных средств не требуется, а срок их окупаемости практически не превышает 0,5–1 год.

 

Следует отметить, что целенаправленное энергосбережение ТЭР в промышленности может достигаться различными путями, например:

 

на основе коренной модернизации технологических процессов и структуры предприятия;

 

путем поэтапной реконструкции систем энергоснабжения предприятия.

 

В рамках энергосберегающей политики в промышленности представляется необходимым прежде всего решение следующих задач:

 

осуществление системного анализа эффективности энергопотребления (оценка уровня потерь энергоносителей и выявление основных причин их возникновения) для определения возможного потенциала энергосбережения по видам энергоносителей и оценки инвестиций в энергосберегающие мероприятия;

 

разработка концепции энергосбережения с выполнением технико-экономической оценки эффективности применения конкретных энергосберегающих мероприятий и с учетом перспектив развития или реструктуризации предприятия;

 

введение обязательного энергетического обследования промышленного сектора и муниципальных предприятий для объективности оценки состояния энергопотребления и разработки целенаправленной энергосберегающей политики;

 

проведение кардинальной паспортизации энергохозяйства промышленных предприятий на основе энергетических обследований;

 

создание единого нормативно-правового обеспечения энергосберегающей политики на всех уровнях – от предприятия до региона;

 

совершенствование общего и методического подхода к энергосбережению и проведению энергоаудита промышленных объектов;

 

обеспечение системы подготовки специалистов по управлению энергообеспечением и энергоаудиту на промышленных и муниципальных объектах;

 

организация постоянно действующего проблемного семинара и регулярные публикации в специализированном бюллетене;.

 

создание открытого информационного банка данных по проблемам энергосбережения.

 

Своевременное решение этих задач позволит достичь реального снижения потребления энергетических ресурсов в промышленности.
Важнейшим условием ускорения этого процесса является объединение усилий ведущих организаций и специалистов по проблемам энергосбережения и непосредственная заинтересованность и постоянная поддержка региональных комитетов по экономике и промышленной политике, РЭКа и Госэнергонадзора.

 

 

В. В. Кудряшов,
начальник отдела экономического анализа и тарифов УТЭХ

 

В современных российских условиях при цетрализованном теплоснабжении большое значение приобретает использование системы учета тепловой энергии. В Москве существует две основные организации, производящие тепловую энергию: АО Мосэнерго и МГП Мостепэнерго (соответственно, 72 и 28% от общего количества необходимого тепла городу). Учет тепловой энергии необходим непосредственно как на источниках, так и у потребителя. В настоящее время установка приборов учета тепла сдерживается ограниченным финансированием этих работ. Сооружение узла учета тепла требует значительных единовременных капитальных средств, а именно от 80 до 100 тысяч рублей на один прибор. В последствии необходимо обслуживание этого прибора, а это еще дополнительные средства.

 

В настоящее время население не может установить эти приборы. Следовательно, решением этих вопросов должны заниматься теплоснабжающие организации, дирекции единого заказчика и крупные потребители тепловой энергии. Правительство Москвы в своем постановлении № 566 от 28.07.98 г. представило механизм внедрения приборов учета тепла, воды и электроэнергии. Этим постановлением предусмотрено финансирование работ по установке приборов учета за счет льготных ставок налога на прибыль, использования части экономии тепловой энергии, полученной от использования тепловых приборов.

 

Правительство Москвы поставило задачу обеспечить до конца 2000 года установку приборов на всех ЦТП. Это позволит оптовым покупателям-перепродавцам вести достоверные расчеты, с одной стороны, с теплосетью АО Мосэнерго , а с другой стороны - с жилищными организациями. В настоящее время учет тепла ведется на 4 809 ЦТП (более 70% от общего количества). Проблема установки узлов учета на остальных ЦТП будет решена до конца текущего года.

 

Сегодня практикуется следующий механизм распределения тепла: производимое ТЭЦ тепло передается теплосетью АО Мосэнерго потребителям, и расчеты ведутся по показаниям имеющихся приборов, а оставшаяся часть тепла распределяется дифференцированно по нагрузкам между потребителями. Теплосеть заинтересована в бесконтрольной поставке тепла, что позволяет ей получить максимальную прибыль от передачи потребителям тепловой энергии.

 

В этой связи Правительство Москвы поставило задачу потребителю и производителю в кратчайшие сроки установить приборы учета тепла за счет собственных средств, за счет льгот по налогу на прибыль или за счет дотаций.

 

При теплоснабжении жилых домов, не оснащенных приборами учета, расчеты ведутся, с одной стороны, между теплоснабжающей и жилищной организацией по количеству фактически потребленной тепловой энергии и тарифам, установленным региональной энергетической комиссией, а с другой стороны - между жилищной организацией и населением по количеству квадратных метров жилой площади и проживающих людей и по ставкам, утвержденным Правительством Москвы.

 

Ставки рассчитываются исходя из нормативов и тарифов для населения. В настоящее время эти ставки составляют по отоплению 2,1 руб. с м2 в месяц и 34,2 руб. с человека в месяц по горячему водоснабжению. До середины 1999 года все разночтения, возникающие при расчетах за потребленное тепло, уравновешивались доборами с населения или зачетами последующих платежей. Однако протесты населения по применению на 1 июля пересчетов по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения привели к тому, что Правительство Москвы отказалось от этого механизма.

 

В условиях наличия приборов учета на ЦТП или на домах расчеты за тепло жилищных организаций с теплоснабжающими ведутся по их показаниям, а с населением по ставкам.

 

Проблема взаимных недорасчетов встает в настоящее время остро. Пока она решается за счет дотации, но дотация определена и зафиксирована в бюджете города.

 

Предлагается в этих условиях отказаться от ставок для населения, так как они рассчитаны усредненно по нормативам и не отражают существующей ситуации.

 

Расчеты с жилищными организациями за потребленное тепло осуществляются по показаниям приборов учета, установленных на ЦТП, на доме. В свою очередь, жилищная организация должна вести расчеты с населением также по тарифам, а не по ставкам ежемесячно, т. е. в отопительный период - за отопление и горячее водоснабжение, а в летний период только за горячее водоснабжение. И, соответственно, подход к каждому жилому зданию должен быть индивидуальным.

 

Естественно, необходим перерасчет на один квадратный метр общей площади за вычетом нежилых помещений, незаселенных помещений и арендаторов. Могут возникнуть элементы несправедливости по отношению к использованию горячей воды в квартирах, но такой подход позволит снять разночтение по количеству проживающих. Дело в том, что прописка (регистрация) в Москве носит, в основном, условный характер. В действительности в современных условиях много лиц, пользующихся горячей водой, не зарегистрированы.

 

Естественно, наиболее правильный вариант, это когда на доме будет стоять водосчетчик или в каждой квартире будут установлены водосчетчики по горячей и холодной воде.

 

Таким образом, предлагается следующий вариант: жилищная организация совместно с теплоснабжающей организацией до 5 числа снимает показания со счетчиков, до 15 числа делает расчеты по каждой квартире, потом каждой квартире предъявляются счета, до 25 числа жители должны оплатить услуги отопления и горячего водоснабжения.

 

В Москве с 1996 года начался процесс перевода населения на прямые расчеты с теплоснабжающими организациями. В настоящее время около 600 тысяч квартир (примерно 18% от общего числа) рассчитываются напрямую. Теплоснабжающие организации, перешедшие на прямые расчеты, оказались в тех же условиях, что и ДЭЗы, следовательно, они должны также осуществлять эти расчеты с населением по тарифам, а не по ставкам.

 

Большое отрицательное влияние при расчетах за тепло оказывает задолженность жилищных организаций (около 1 миллиарда рублей по всей Москве). Эти долги возникли в результате того, что многие жилищные организации, собирая с населения по ставкам, использовали средства не по назначению вследствие неоплаты коммунальных услуг арендаторами помещений и неоплаты незаселенной части жилья.

 

В настоящее время уровень оплаты коммунальных услуг населением составляет 85%, а в некоторых случаях - до 92%.

 

При расчетах за тепловую энергию большую роль оказывает предоставление льготы различным слоям населения (40% от общего количества тепла). Имеется в виду малообеспеченное население и население, льготы которому предоставлены отдельным постановлением Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы.

 

Необходимо ликвидировать такую систему при одновременном предоставлении финансовой помощи незащищенным слоям населения через Комитет социальной защиты для оплаты полным рублем всех коммунальных услуг, т. е. каждый житель должен оплачивать газ, электро- и теплоэнергию по полному тарифу.

 

Выпадающие доходы ресурсоснабжающих организаций от предоставления льгот различным слоям населения должны компенсироваться за счет российского и местного бюджетов, в зависимости от того, каким нормативным актом предоставлены эти льготы.

 

Вывоз строительного мусора контейнерами В ходе и после проведения строительных и ремонтно-строительных работ всегда образуется большое количество строительного мусора, которое требуется вывозить. Мы предлагаем Вам услугу по вывозу строительного мусора контейнерами.

 

Компрессионые тепловые насосы с приводом от двигателя внутреннего сгорания.
Техноценоз.
Газпром.
Наши единомышленники.
Автоматизированная система контр.

 

Главная страница ->  Переработка мусора 

Реклама
Hosted by uCoz