Главная страница ->  Переработка мусора 

 

От энергетической эффективности. Вывоз мусора. Переработка мусора. Вывоз отходов. Строительство


Александр Панченко

 

За таким скачком неизбежно поползут вверх тарифы на отопление и горячую воду.

 

Как и предполагалось, вскоре после озвучивания новой цены на газ для Украины на 2008 года (180 долларов за тысячу кубометров против нынешних 130 долларов), власти тут же заговорили о значительном подорожании газа для населения. Первый замглавы Секретариата президента Александр Шлапак уже заявил о том, что надо поднимать цены на газ для населения. По его мнению, затягивание с этим вопросом может привести к слишком резкому ценовому скачку в обозримой перспективе. Будет, как с коммунальными услугами, когда в 2006 году цены выросли в 2—3 раза , — сказал он. Ранее представители правительства заявляли, что сейчас в планах поднять плату за газ вдвое: для многоквартирных домов с газплитами и без счетчика с 3,38 до 6,76 грн./мес. с человека и с 0,63—2,58 грн/куб., в зависимости от потребления газа, там, где газ используется для отопления и при наличии счетчика. То есть, чтобы обогреть средний частный дом (100 кв. м) необходимо будет выложить в холода почти 700 грн. (!).

 

ГЛАВНАЯ УГРОЗА. Но это полбеды. Еще хуже будет, если НАК Нефтегаз Украины , как уже давно обещал, поднимет цены на газ для коммунальных предприятий, что приведет к неизбежному рост цен на отопление, горячую воду и так далее (газ составляет до 60% в себестоимости этих услуг). В ноябре, когда шли переговоры с Россией по поводу цены на газ и называли ориентировочно цену в $160, министр жилкомхозяйства Александр Попов заявлял, что расценки на топливо для коммунальщиков могут вырасти на 10—15%. Теперь же вполне реально говорить о подорожании в 20—25%, что вызовет рост цен на отопление и воду до 15%.

 

НАВАР 100%. Впрочем, для того, чтобы НАК поднял цену ему должно дать на это отмашку правительство. А среди экспертов нет единого мнения насколько этот шаг обоснован. За год Украина потребляет порядка 70 млрд куб. м природного газа, в том числе 50 млрд. кубов — импортного, а 20 — своей добычи. Себестоимость последнего — около $30 за 1000 куб. м. Но по такой цене его никто в Украине не покупает. Даже если все прочие кубометры будут к нам приходить по $180, у НАКа появляется серьезный запас прочности по цене. Впрочем, в самом Нефтегазе к таким расчетам относятся со скепсисом. Дескать, чтобы нарастить свою добычу в 1,5 раза, снизив тем самым зависимость от импорта, надо поднять отпускную цену раза в два.

 

ПОЧЕМ ПЛАТЯТ ДРУГИЕ По данным Минтопэнерго, для республик бывшего СССР на 2008 год цена на газ составляют (долл. за тыс. куб. м): Белоруссия — 165, Молдова — 190, Армения — 110, Грузия — 270—280, Литва, Латвия, Эстония — около 295, а для европейских соседей: Венгрия — 280—300, Польша — 340—350, Румыния — 350—370. Пресс-секретарь министерства, Константин Бородин подчеркнул, что цена газа для населения в России, где его добывают в избытке — $73 за 1000 кубов, а в Украине — всего $58. При этом наши коммунальные предприятия получают от Нафтогаза газ по $136 при его реальной цене $185, разницу дотирует государство (но это по мнению НАК Нефтегаза , а по мнению коммунальщиков НАК получает сверхприбыль за счет дешевизны газа украинской добычи, который составляет до 30% всего потребления в Украине). Пока на следующий год в бюджете заложены такие же цифры, но, скорее всего, они будут пересматриваться в большую сторону, считает г-н Бородин.

 

Напомним: 19.12.06 г. Нацкомиссия по регулированию электроэнергии утвердила тарифы на газ для населения, дифференцированные в зависимости от годового объема потребления и наличия счетчиков газа, в пределах 31,5 коп.—1,29 грн./куб. м с 1 января с. г.

 

 

Потребление ископаемых видов топлива — нефти, угля, природного газа и торфа — является основным источником антропогенных выбросов парниковых газов (важнейший из которых — углекислый газ), что приводит к постепенному изменению климата на нашей планете. Как отмечалось на прошедшей в ноябре 2006 года Конференции ООН по изменению климата, оно может стать самой серьезной угрозой,которая когда-либо стояла перед человечеством. По прогнозам Межправительственной группы по климатическим изменениям (МГЭИК), дальнейшее сохранение на текущем уровне или рост выбросов парниковых газов приведет к повышению глобальных температур к 2100 году на 1,8-4,0 градуса Цельсия, а уровень моря повысится в среднем на 0,18-0,59 м.

 

Глобальные экологические механизмы ООН

 

В 1992 г. в целях противодействия глобальному изменению климата в Рио-де-Жанейро была разработана и подписана Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК). Подписавшие ее страны, на долю которых приходится 60% ежегодных выбросов в атмосферу парниковых газов (ПГ), обязались предпринимать усилия по снижению выбросов и передавать развивающимся странам технологии и информацию, которые помогут решать проблемы, связанные с изменением климата.

 

Однако Рамочная конвенция не предусматривала жестких норм сокращения выбросов парниковых газов. Мировое сообщество пошло дальше, и в 1997 г. страны, ратифицировавшие Конвенцию, встретились в Киото для согласования имеющего обязательную юридическую силу Протокола, в котором были зафиксированы конкретные количественные показатели сокращения выбросов парниковых газов, носящие обязательный характер, и предложены инновационные механизмы финансирования затрат по снижению их выбросов. В соответствии с требованиями Киотского протокола развитые страны должны сократить совокупные выбросы парниковых газов на 5,2% за период 2008-2012 гг., взяв за точку отсчета уровень 1990 г.

 

Важность этой проблематики была также подчеркнута в Декларации тысячелетия и, в частности, в одной из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации и принятых в 2000 г. Эта цель — обеспечение экологической устойчивости, которое предусматривает уменьшение энергопотребления и объема выбросов двуокиси углерода в расчете на душу населения.

 

Понимание того, что решение глобальных экологических проблем потребует привлечения значительных финансовых ресурсов, привело к созданию в 1991 г. Глобального экологического фонда (ГЭФ) — международного финансового инструмента, который определен в качестве основного финансового механизма для реализации РКИК, а также ряда других международных соглашений (например, конвенции о биологическом разнообразии, конвенции по стойким органическим загрязнителям). В рамках текущего финансового цикла (2006-2010) на цели решения глобальных экологических проблем ГЭФом будет направлено 3,13 млрд долл. США, втом числе на борьбу с изменением климата — около 960 млн долл. США.

 

Сегодня участниками ГЭФ являются 177 стран. Среди его партнеров — ведущие организации в области развития, научное и деловое сообщество, широкий спектр правительственных и неправительственных организаций. На уровне отдельных стран программы ГЭФ реализуются через местные представительства Всемирного Банка, ПРООН, Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

 

Вклад Беларуси

 

Республика Беларусь присоединилась к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 9 августа 2000 г., а 24 ноября 2005 г. — к Киотскому протоколу. Государство проводит целенаправленную политику на повышение эффективности потребления энергоресурсов, использование возобновляемых источников энергии и снижение энергоемкости экономики страны.

 

Реализация республиканской программы энергосбережения на 2001 -2005 годы позволила сэкономить топливно-энергетических ресурсов в объеме свыше 9 млн тонн условного топлива и снизить энергоемкость ВВП на 25% по сравнению с 2000 г., при этом рост ВВП за тот же срок составил более 42%. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, энергетические затраты на производство единицы ВВП в Беларуси по-прежнему в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира с аналогичными климатическим условиями, что свидетельствует о значительном потенциале энергосбережения.

 

Деятельность Программы развития ООН

 

Определенный вклад в работу по повышению энергоэффективности, стимулированию возобновляемых источников энергии и внедрению Киотских механизмов в Беларуси вносит и Программа развития ООН (ПРООН).

 

В 2004 г. ПРООН при поддержке Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) реализовала проект «Анализ возможностей присоединения Республики Беларусь к Киотскому протоколу Рамочной Конвенции ООН об изменении климата», результатом которого стал глубокий анализ и выработка рекомендаций, которые легли в основу окончательного решения о присоединении к протоколу. В 2007 г. начата реализация проекта ПРООН и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси по созданию необходимых инфраструктурных элементов и нормативной базы для полноценного участия республики в финансовых механизмах Киотского протокола.

 

С 2003 г. Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации реализуется проект ПРООН-ГЭФ «Энергия биомассы для отопления и горячего водоснабжения». Это первый проект по стимулированию возобновляемых источников энергии подобного масштаба, финансируемый ГЭФ в Беларуси. Его отличительная особенность — создание демонстрационных объектов: котельных, которые переводятся с ископаемых видов топлива на сжигание древесных отходов, и предприятия по сбору, переработке и доставке отходов лесозаготовки. Общий объем инвестиций со стороны ГЭФ составит более 3 млн долл. США. Из них 1,5 млн долл. будет инвестировано в создание демонстрационных объектов. Эти средства будут возвращены в созданный в рамках проекта оборотный фонд, который в дальнейшем будет финансировать проекты по внедрению эффективных технологий на основе возобновляемых источников энергии.

 

— За 15 лет — а это минимальный срок службы создаваемых энергетических объектов — сокращение объемов эмиссии парниковых газов составит порядка миллиона тонн. На частном предприятии Волат-1 в Узде — всего за первый год работы экономия топлива составила 167 тонн в угольном эквиваленте, а снижение выбросов углекислого газа — 276 тонн. В 2005 г. уже было обеспечено снижение выбросов диоксида углерода газа в объеме, превышающем 1000 тонн, — говорит руководитель проекта, кандидат технических наук Владимир Войтехович. — Создана также географическая информационная система (ГИС), которая будет представлять своим абонентам различные сведения о лесных ресурсах, котельных, тепловых нагрузках, древесных отходах, деревопере-рабатывающих предприятиях, транспортных системах. ГИС позволят разработать интегрированный и согласованный подход для планирования деятельности, связанной с переводом котельных на биотопливо, осуществлять мониторинг за качеством древесного топлива и выбросами вредных веществ.

 

Цель еще одной инициативы ПРООН, ГЭФ и Департамента по энергоэффективности — проекта «Энергоэффективность», реализация которого начата в 2007 г., — увеличить объем внутренних инвестиций в мероприятия по повышению энергоэффективности, повысить качество энергоаудитов, разработать и внедрить схемы персонального поощрения и институциональных стимулов для реализации мероприятий по энергосбережению, обеспечить увеличение доли заемных средств по сравнению с грантами при финансировании мероприятий по энергосбережению. Решение данных вопросов возьмет на себя, создаваемый в проекте, Энергетический центр. Проект позволит за 15 лет сократить выбросы парниковых газов примерно на 0,35 млн тонн в эквиваленте С02за счет увеличения инвестиций для повышения уровня энергоэффективности в государственном секторе Беларуси не менее чем на 8 млн долл. США.

 

Опыт внедрения возобновляемых источников энергии на местном уровне будет апробирован в рамках реализуемой ПРООН Программы малых грантов ГЭФ. Проектом «Использование энергии воды и ветра — перспективный путь развития альтернативной энергетики в сельской местности», реализация которого должна начаться в ближайшее время в д. Комарово Мядельского района, предусмотрено создание действующей модели микрогидроэлектростанции и мини-ветроэнергетической станции.

 

Помощь ПРООН в передаче передового мирового опыта по внедрению возобновляемых источников энергии, повышению энергоэффективности и снижению выбросов парниковых газов особенно актуальна в связи со значительным повышением цен на импортируемые энергоресурсы с начала 2007 г. Как ожидается, накопленный опыт внесет вклад в выработку экологически и экономически обоснованной стратегии развития энергетики страны в рамках осуществляемого пересмотра долгосрочной концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Беларуси.

 

«Увеличение объемов использования местных возобновляемых источников энергии (таких как древесное топливо) способствует диверсификации производства энергии в Беларуси и снижению высокого уровня зависимости от ее импорта. В тоже время международное сообщество рассматривает древесную биомассу как более безопасную для окружающей среды альтернативу по сравнению с другим приоритетным для правительства Беларуси видом местного топлива — торфом.

 

Устойчивое развитие окружающей среды и энергетики являются приоритетными направлениями деятельности ПРООН во всем мире, поэтому инициативы по использованию возобновляемых источников энергии и увеличению энергоэффективности будут оставаться в числе важнейших элементов нашего сотрудничества с правительством Беларуси».

 

Из выступления Представителя ООН/ПРООН в Беларуси Джихан Султаноглу на семинаре «Национальный план по обеспечению устойчивости развития биоэнергетики и тиражирование результатов проектной деятельности», 5 декабря 2006 года.

 

Вывоз строительного мусора контейнерами и газелями: ознакомиться, быстро и качественно

 

Энергоэффективность.
Поташник с.
Предложения эско 3э по повышению.
Информация по проекту.
Анализ текущей ситуации в энергетическом секторе и меры по энергосбережению.

 

Главная страница ->  Переработка мусора 

Реклама
Hosted by uCoz