Главная страница ->  Переработка мусора 

 

Вместо нефти и газа — биомасса. Вывоз мусора. Переработка мусора. Вывоз отходов. Строительство


Алексей Топалов

 

// Reuters

 

Основные среднеазиатские поставщики решили поднять цены на газ, что принципиально изменит весь энергетический рынок: первой пострадает Украина, затем очередь дойдет до остальной Европы. В этой ситуации у России появляются и дополнительные рычаги влияния, и новые риски. Казахстан по примеру Туркмении и Узбекистана решил поднять закупочные цены на свой газ. Агентство «Интерфакс», ссылаясь на источник в нефтегазовой отрасли страны, сообщает, что казахи, ориентируясь на мировые тенденции роста газовых цен, рассматривают возможность поднять расценки и на свой газа.

 

По неподтвержденной информации, цены могут подняться до $190 за 1 тыс. куб.м, что на $45 больше нынешней цены.

 

Именно с Казахстана в текущем году пошла волна повышения цен на газ из среднеазиатских стран. Еще весной республика подняла закупочные цены со $100 до $145 за 1 тыс. кубов. До конца осени никто из соседей Казахстана не решался последовать его примеру, однако в ноябре заявил о своем намерении поднять цены основной газовый партнер России в Средней Азии – Туркменистан. Туркменская сторона захотела повышения на 30%, до $130 за 1 тыс. куб. м, и «Газпром» был вынужден на это согласиться. Однако $130 – это лишь цена на первое полугодие 2008 г., а со второго полугодия тысяча кубов туркменского газа будет стоить уже $150.
А уже с 2009 года Туркменистан намерен определять цену на свой газ, исходя из рыночной формулы, что, по расчетам аналитиков, поднимет цену примерно до $200.

 

Прикаспийский газопровод

 

По мнению экспертов, покладистость «Газпрома» была вызвана тем, что Туркмения необходима России как партнер для реализации проекта Прикаспийского газопровода. России выгодно «привязать» к себе Туркменистан посредством этой газовой трубы, но Туркмения может выбрать и альтернативный американо-европейский проект Nabucco. Чтобы удержать пророссийский настрой Туркменистана, «Газпром» был вынужден пойти на повышение закупочных цен.

 

Впрочем, эксперты ожидают, что Туркмения попытается работать сразу и по Прикаспийской трубе, и по Nabucco, вопрос лишь в том, хватит ли у республики для этого сырья.

 

И успеют ли участники Nabucco реализовать свой проект раньше, чем Прикаспийский газопровод.

 

Вслед за Туркменией эстафету принял Узбекистан. «До конца 2007 г. цена будет $100 за 1 тыс. куб. м, а в декабре мы проведем переговоры о ее повышении», – заявил представитель компании «Узбекнефтегаз».

 

Размеры повышения не были названы, но, по ожиданиям экспертов, Узбекистан, как и Туркмения, будет настаивать на 30% прироста, а впоследствии – и на 50%.

 

Если информация, что Казахстан также намерен поднять цены, подтвердится, это замкнет «среднеазиатский круг». По оценкам экспертов, торопиться с повышением тарифа казахская сторона не будет. «В данный момент для Казахстана поднимать газовые цены нецелесообразно, – считает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Вероятно, казахская сторона решится на дальнейшее повышение лишь к середине следующего года, когда вступит в силу договоренность с Туркменией о $150 за 1 тыс. кубов».

 

Практически единовременное повышение цен в ближайшем будущем может принципиально изменить энергетический рынок Европы и большой части Азии. Эксперты отмечают, что такое выступление Средней Азии единым фронтом вызвано, прежде всего, желанием этих стран компенсировать свое неучастие в ряде проектов. «Казахстан, Узбекистан и особенно Туркменистан вынужденно не принимали участие во многих проектах, альтернативных Прикаспийскому газопроводу, – объясняет заместитель гендиректора Центра политических технологий Сергей Михеев. – Это и Nabucco, и возможные поставки газа в Китай, и ряд более мелких. Россия может компенсировать это упущение странам Средней Азии только повышением закупочных цен, чем они и воспользовались». Михеев не исключает, что инициатива Казахстана может стать далеко не последней, и повышение цен может пойти по второму кругу, если Россия согласится на $190 для Казахстана, а Туркмения решит, что продешевила и потребует поднять цены снова.

 

«В странах Средней Азии понимают, что если мы откажемся от их условий, у нас будут проблемы с поставками в Европу и на Украину, поэтому Казахстан, Узбекистан и Туркмения будут продолжать постоянно повышать цены, – считает политолог. – В любом случае, есть европейский уровень цен на газ, и именно к этому «потолку» будет тянуться Средняя Азия». Однако реально достичь европейского уровня для Казахстана, Узбекистана и Туркменистана будет невозможно, так как «Газпром» работать в убыток себе не станет. Таким образом, с каждым повышением цены на среднеазиатский газ будет соответственно вырастать цена для европейских потребителей.

 

Действия среднеазиатских республик уже напрямую ударили по Украине, ведь именно туркменский газ в основном и идет здешним потребителям через компанию «РосУкрЭнерго», которая «смешивает» на российско-украинской границе российский и среднеазиатский газ. С его подорожанием цены для Украины взлетели, что не может не отразиться на украинской экономике. Впрочем, все оказалось пока не так страшно, и вместо ожидаемых $200 за 1 тыс. кубов украинская сторона, согласно заключенному во вторник соглашению, будет покупать газ по $179,5. Правда, потенциальный премьер Украины Юлия Тимошенко уже заявила, что если придет к власти, то откажется от услуг «РосУкрЭнерго». Однако в этом случае цена может и увеличиться.

 

Изменит политика среднеазиатских республик и ситуацию на европейском рынке. Уже в следующем году газ для Европы значительно подорожает. По словам зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева, рост цен на газ для европейских потребителей в будущем году составит 17% – до $300–$350 за 1 тыс. куб.м. Правда, Медведев объясняет это высокой стоимостью нефти и тем, что цены на газ в долгосрочных контрактах привязаны к расценкам на нефтепродукты. Однако действия азиатских партнеров неизбежно будут использоваться «Газпромом» на переговорах с европейскими потребителями – представители холдинга будут еще более активно отвергать обвинения в том, что именно монополия манипулирует ценами на газ в Европе.

 

В этих условиях Европа может начать поиск альтернативных источников энергии и массовое внедрение энергосберегающих технологий. По этому поводу многие эксперты вспоминают, как во времена нефтяного кризиса 70-х развитым странам пришлось научиться экономить бензин. А если Европа снизит потребление газа, Россия потеряет рычаги влияния на энергетический рынок.

 

 

Вильям Носач, профессор, доктор технических наук

 

За последнее столетие добыча нефти в мире выросла почти в 20 раз и продолжает расти достаточно быстро. По оценкам специалистов, в течение 40—50 лет запасы углеводородов будут практически исчерпаны. Поэтому во многих странах большое внимание уделяется поиску путей использования энергии, накапливаемой растениями за счет фотосинтеза, для технических потребностей, в частности для замены традиционного жидкого топлива на автотранспорте биотопливом (этанолом и биодизелем). По производству и потреблению топливного этанола мировым лидером уже более двух десятилетий является Бразилия, где его производство составляет половину мирового, и значительная часть автотранспорта работает на чистом (95%) этаноле либо на смеси этанола (25%) с бензином(75%). Производство биотоплив для двигателей внутреннего сгорания быстро развивается в США и во многих европейских странах (прежде всего в Испании и Франции).

 

Использование энергии биомассы в Украине находится в зачаточном состоянии, хотя условия для ее освоения (особенности климата, потенциал аграрного сектора экономики, наличие рабочей силы) достаточно благоприятны. Поэтому вполне естественным представляется формирование весной текущего года целевой комплексной программы научных исследований НАН Украины «Биомасса как топливное сырье» («Биотоплива»). Насколько можно судить по концепции указанной программы, ее авторы видят единственно возможный путь использования биомассы для автотранспорта — тот, по которому идут страны-лидеры этого направления (будем называть этот вариант традиционным). В связи с этим возникает вопрос: возможны ли другие варианты использования биомассы для автотранспорта?

 

В Институте технической теплофизики (ИТТФ) НАН Украины разработаны способ и устройство для энерготехнологической переработки биомассы (древесины, соломы, подсолнечной лузги и др.). В результате такой переработки получают два продукта: горючий газ и древесный уголь (полукокс), который представляет собой практически беззольное высокореакционное твердое топливо. Здесь важно подчеркнуть, что прямое использование биомассы, в частности древесины в наиболее совершенных, современных пылеугольных котлах сопряжено со значительными трудностями, если вообще возможно. Дело в том, что пылевая технология сжигания предусматривает обязательное измельчение топлива до частиц размером ~ 200 мкм, а мельницы, которыми оборудованы пылеугольные энергоблоки, абсолютно непригодны для размола биомассы (например, древесных отходов), но легко справляются с измельчением древесного угля. Кроме того, для стабилизации горения пылеугольного топлива используется «подсветка» факела дефицитным и дорогостоящим природным газом, но его вполне можно заменить дешевым и доступным горючим, который получается при энерготехнологической переработке биомассы по технологии ИТТФ.

 

Таким образом, открывается возможность широкого использования биомассы (точнее, продуктов ее энерготехнологической переработки) для производства электроэнергии по наиболее совершенной технологии. Хорошо, скажет читатель, вы предлагаете производить дополнительную электроэнергию из биомассы, но ведь выше речь шла об использовании энергии биомассы для автотранспорта! Противоречия здесь нет: если говорить не о сегодняшнем, а о завтрашнем дне, то весьма вероятно, что автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут постепенно вытесняться электромобилями. Таким образом, вполне реальным представляется альтернативный вариант использования энергии биомассы: энерготехнологическая переработка биомассы, производство электроэнергии и ее прямое использование на транспорте (сегодня — это метро, троллейбусы, трамваи, электровозы, а завтра еще и бесчисленное множество электромобилей).

 

Интересно сравнить показатели традиционного и альтернативного вариантов. Испытания установки ИТТФ для энерготехнологической переработки биомассы показали, что ее КПД (т.е. отношение теплотворной способности продуктов переработки к теплотворной способности исходного сырья) порядка 90%. Допустим, что КПД превращения биомасса — биотопливо таков же. Лучшие современные транспортные двигатели внутреннего сгорания имеют КПД не более 40 %. Таким образом, традиционный вариант использования биомассы может обеспечить итоговый КПД не более 36%. Для оценки возможностей альтернативного варианта предположим, что электроэнергия, которая используется в электромобилях, вырабатывается на ТЭЦ с КПД ~ 75%. Поскольку потери энергии в электродвигателе ничтожно малы, КПД альтернативного варианта ~ 67%, т.е. чуть ли не вдвое выше. Что касается экологического аспекта, то, очевидно, сжигание продуктов переработки биомассы в крупных современных котельных установках с мощными системами очистки продуктов сгорания приведет к меньшему загрязнению окружающей среды, чем использование биотоплива в двигателях внутреннего сгорания.

 

Еще одно безоговорочное преимущество альтернативного варианта при сравнении его с традиционным состоит в том, что «в дело» может идти вся биомасса (например: стебли подсолнечника, кукурузы, ветки деревьев, праздничные елки и т.д.). В традиционном варианте — лишь относительно небольшая часть биомассы (зерна кукурузы, сои, рапса и т.д.), причем та, которая может быть использована для производства пищевых продуктов для людей.

 

В заключение — еще одно соображение в пользу альтернативного варианта. Известно, что отопительные котельные и ТЭЦ, как правило, работают на природном газе, поскольку сжигание высокозольного угля привело бы к выбросу значительных количеств летучей золы в атмосферу. Но в древесном угле содержание золы не превышает одного-двух процентов (и почти нет серы), так что его сжигание в котельных и на ТЭЦ, расположенных в городах, вполне возможно. Эта мера позволила бы заметно сократить потребление природного газа для энергетических нужд и сэкономить значительные средства.

 

Весьма выгодно использовать альтернативный вариант использования биомассы в крупных городах, где скапливается большое количество биомассы и имеется много отопительных котлов. Расчеты показывают: если использовать альтернативный вариант для утилизации биомассы, которая скапливается в г. Киеве (древесная часть городского мусора, обрезки деревьев и т.д. — всего более 24 тыс. м3 в год), то можно практически даром иметь ежегодно доход в размере более 1 млн. долл. При использовании в пылеугольных котлах древесной подсветки по альтернативному варианту можно сократить на 13—15% расход природного газа, который используется угольными электростанциями на подсветку.

 

И последнее. Учитывая то, что установка ИТТФ для энерготехнологической переработки уже создана (прошла промышленные испытания), а также то, что полученные продукты переработки могут эффективно сжигаться в существующих энергетических установках, можно надеяться, что альтернативный вариант использования биомассы найдет широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом. Это позволит Украине без больших затрат быстро овладеть мощным неисчерпаемым источником альтернативной энергии.

 

Вывоз строительного мусора сайт Часто возникают ситуации, когда вам может потребоваться заказ контейнеров. Вы можете столкнуться с необходимостью организовать вывоз незапланированных ранее объемов мусора, или же вам может потребоваться заменить пришедший негодность контейнер.

 

Измерение и управление расходом.
Солнечная энергия в израиле.
Пароводяное оборудование нового.
Инвестиционный аудит.
Новый взгляд на энергосбережение.

 

Главная страница ->  Переработка мусора 

Реклама
Hosted by uCoz