Главная страница ->  Переработка мусора 

 

Беларусь сохранит до 2012 года с. Вывоз мусора. Переработка мусора. Вывоз отходов. Строительство


Штефан Колер,
директор Немецкого энергетического агенства (dena).

 

В настоящее время в государствах — членах ЕС существуют разнообразные способы содействия продвижению возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Национальные механизмы содействия отличаются друг от друга, так как поддерживают различные направления — энергетическую безопасность, трудовую занятость, снижение выбросов вредных веществ или различные технологии.

 

Национальные механизмы часто являются комбинацией различных видов регулирования, которые отражают специфические национальные и региональные условия. В первую очередь это механизмы стимулирования инвестиций в ВИЭ в сочетании с дотациями производителям электроэнергии или механизмы стимулирования спроса, например, задание квот в сочетании с находящимися в обращении «зелеными сертификатами».

 

Часто эти механизмы связываются с другими политическими инструментами, такими, как программы дотирования, займы, налоговые льготы, информационные кампании и т.д. Важным фактором является то, что ВИЭ многообразны по технологиям, экономичности, стадиям развития и прочим аспектам. Поэтому в разные моменты времени используется различное регулирование.

 

Применяемые в государствах — членах ЕС модели и инструменты содействия продвижению возобновляемых видов энергии прежде всего опираются на следующие положения:
• фиксированные тарифы, покрывающие издержки производителей электроэнергии за гарантированное время/количество электроэнергии от ВИЭ;
• регулирование количества: обязательные квоты определяются для удельной доли производства или потребления электроэнергии от ВИЭ;
• тендерные подходы: некоторое количество электроэнергии от ВИЭ выставляется на тендер. Участникам тендера, предложившим самую низкую цену, выплачивается гарантированная дотация в течение установленного периода времени.

 

Сегодня помимо Германии 14 государств ЕС используют механизм фиксированных тарифов за покупку сетевыми компаниями электроэнергии от ВИЭ. В шести странах ЕС в настоящее время действует соглашение по квотам. Развитие ВИЭ в отдельных европейских странах позволяет сделать вывод о том, что на степень проникновения на рынок возобновляемых видов энергии большое влияние оказывают различные модели содействия. Благодаря Закону о доступе к электросетям (StrEG) и Закону о поддержке возобновляемых видов энергии (EEG), которые устанавливают фиксированные тарифы, развитие ВИЭ в электроэнергетике Германии значительно ускорилось.

 

Так, наиболее распространенным инструментом содействия ВИЭ в электроэнергетике Европы являются фиксированные тарифы электроснабжения. Гарантированные дотации позволяют независимым производителям подавать электроэнергию в сеть по установленному тарифу в течение определенного периода времени. Главным аргументом в пользу гарантированных дотаций является минимизация финансового риска для независимых производителей электроэнергии. Система доступа к электросетям, существующая в Германии, обеспечивает инвестиционную безопасность для организаций, эксплуатирующих генерирующие установки. В противоположность этому незначительная инвестиционная активность на рынке электроэнергии от ВИЭ и высокие цены на нее в странах с системой квот обусловлены низкой инвестиционной безопасностью.

 

Рентабельность зависит от затрат

 

Инструмент продвижения ВИЭ прежде всего должен быть эффективным, действенным и применимым на практике. То есть он должен при незначительных административных усилиях создавать минимум расходов и порождать лишь в незначительной мере злоупотребления льготами, ведя при этом к существенному наращиванию мощностей ВИЭ. Такой инструмент должен использовать возможное снижение затрат, обусловленное массовым производством. Применение соответствующих инструментов позволяет предотвратить ущерб от ухудшения климата, устранить отрицательное влияние внешних факторов, а также повысить энергетическую безопасность.

 

Как показывает опыт ЕС, по сравнению с другими инструментами модели бонусов и квот приводят к более высоким ценам за киловатт-час от ВИЭ, чем механизмы ЕЕG. Это связано с тем, что при регулировании с помощью квот едва ли могут быть подсчитаны фактические доходы, т.к. сертификаты имеют достойную цену лишь до тех пор, пока не достигается установленная квота. Например, если в год, обильный осадками и сильным ветром, производится много электроэнергии, получаемой гидро- и ветроэлектростанциями, то продажа сертификатов за часть этой электроэнергии едва ли сможет принести доход. Предприятие, эксплуатирующее ВИЭ, вряд ли сможет оценить необходимость строительства дополнительных мощностей для достижения квот и возможность продажи сертификатов. Эта неопределенность приводит к повышенным процентам по кредитам и требованиям к окупаемости инвестиций эксплуатационного предприятия. В то же время в системе электроснабжения с гарантированным тарифом вполне ясно, какую дотацию за киловатт-час получит эксплуатационное предприятие.

 

При рассмотрении эффективности всех моделей учитываются также затраты на операции, определяемые самим инструментом содействия. Для моделей квот и тендеров затраты велики. Это связано с трудоемкими механизмами контроля, выдачи сертификатов и проведения аукционов, а также ведения документации о выполнении квот и наложении санкций.

 

Применение инструментов на практике

 

Некоторые инструменты не работают в реальности по причине необходимости использования слишком сложного регулирования, которое едва ли может быть реализовано на практике. Так модели квот требуют огромных затрат на администрирование и дополнительный бюрократический аппарат. В этих моделях обязательство по квотам должно быть задано на основании оценок, а сертификаты выданы производителям и затем в форме свободной торговой операции выкуплены, например, сетевыми предприятиями. Эти организации должны подтвердить в регулирующем органе выполнение квот на основании сертификатов. Чтобы дифференцировать содействие по ВИЭ и местам их расположения, должны быть введены субквоты или для различных энергоносителей и мест расположения должно выдаваться разное количество сертификатов. Таким образом, резко увеличиваются затраты на администрирование.

 

Затраты на администрирование и операции в тендерных системах возникают на аукционах, где производится отсев подавших заявки участников и проверяется их пригодность для реализации проектов. Механизмы же дотирования, как правило, обходятся простой законодательной базой и незначительными затратами на администрирование. Для механизма дотирования производителей электроэнергии следует лишь задать цену.

 

Как работают законы в Германии

 

Массовый вывод на рынок возобновляемой энергии начался в Германии с Закона о доступе к электросетям (StrEG) от 1991 г., который позволил значительно увеличить долю ВИЭ, существенно улучшить технологии их использования, а также снизить воздействие на окружающую среду, в том числе на климат.

 

В 2000 г. вступил в силу Закон о поддержке ВИЭ (EEG 2000). Цель закона заключалась в обеспечении стабильного развития энергоснабжения и использования возобновляемой энергии.

 

EEG 2000 содержит следующие существенные изменения по сравнению с Законом о доступе к электросетям:
• первоочередность использования ВИЭ;
• перевод механизма дотирования на постепенно снижающуюся и ограниченную по сроку, фиксированную компенсацию. Размеры дотации должны быть таковы, чтобы при рациональной организации управления предприятием всегда имелась возможность экономичной эксплуатации различных типов установок для производства электроэнергии от ВИЭ;
• регулирование покрытия расходов за подключение к сети и ее развитие.
В 2004 г. в EEG были внесены следующие дополнения (EEG 2004):
• приведение в соответствие с директивой ЕС по содействию ВИЭ;
• изменение уровня дотаций на электроэнергию, полученную на солнечных, гидро- и ветроэлектростанциях;
• улучшение условий для использования биомассы и геотермальной энергии, защита потребителей, прозрачность, а также облегчение исполнения закона.
В целом EEG 2004 уточняет множество положений EEG 2000. Важнейшими отличительными чертами и основными элементами EEG 2004 являются:
• приоритетное подключение к сетям общего электроснабжения установок для производства электроэнергии из возобновляемых источников и шахтного метана;
• первоочередной отбор и передача электроэнергии от ВИЭ;
• неизменный и ориентированный на затраты уровень дотаций этой электроэнергии сетевыми предприятиями для ВИЭ, принятых в эксплуатацию на 20 лет;
• сбалансированный на федеральном уровне подход к выбору соответствующих дотаций для электроэнергии, произведенной на ВИЭ.

 

Размер дотаций на электроэнергию зависит от возобновляемого источника и мощности установки, а также сроков завершения ее строительства. Чем позже установка сдается в эксплуатацию, тем меньше тариф.

 

Благоприятные законодательные условия в Германии и ЕС привели к тому, что использование ВИЭ развивалось быстрыми темпами, как показывает пример ветроэнергетики.

 

 

Беларусь сохранит до 2012 года свободные квоты для торговли парниковыми газами даже при негативном прогнозе изменения объемов их выброса в атмосферу.

 

"При любом, даже негативном сценарии (увеличении выбросов парниковых газов в республике - "ИФ") Беларусь выполнит взятые на себя обязательства в рамках Киотского протокола - сократит объем совокупных антропогенных выбросов парниковых газов на 8% к уровню 1990 года", - заявил на пресс-конференции первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Александр Апацкий. При этом он подчеркнул, что при негативном варианте развития ситуации к 2012 году у республики будет запас около 15% до уровня 1990 года.

 

В текущем году, по оценкам специалистов, несмотря на холодную зиму и жаркое лето, повлекшие увеличение потребления энергии, объем выбросов парниковых газов в Беларуси не превысит 60% к уровню 1990 года.

 

Таким образом, по словам замминистра, в случае ратификации поправки о включении Беларуси в список Приложения "Б" к Киотскому протоколу тремя четвертями стран, его подписавших, республика сможет брать на себя количественные обязательства других стран, в частности, европейских, продавая им свободные квоты.

 

А.Апацкий подчеркнул, что "возможность торговать "горячим воздухом" не упала с неба, этого республика добилась благодаря работе в области повышения энергоэффективности". Он добавил, что "торговля квотами будет выгодна на первом этапе реализации Киотского протокола (2008-2012 годы - "ИФ")".

 

При этом А.Апацкий сказал, что полученные средства должны будут направляться на проведение мероприятий по снижению выбросов. Он отметил, что если не проводить никаких мероприятий в этой области, то размер свободных квот будет уменьшаться, а соответственно, и выручка от их реализации. Замминистра заметил, что после 2012 года требования по Киотскому протоколу будут более жесткие.

 

На пресс-конференции было отмечено, что наиболее дешевые мероприятия по сокращению выбросов парниковых газов в республике уже реализованы и стоимость сэкономленной 1 тонны условного топлива возрастает и в 2005 году составила $364. Благодаря же реализации права на продажу свободных квот, Беларусь получит дополнительный источник финансирования крупных долгосрочных проектов по энергосбережению (около $1 млрд до 2012 года при стоимости $10 за квоту в объеме 1 т парниковых газов в эквиваленте СО2). Поскольку в настоящее время зарубежные инвесторы в рамках проектов совместного осуществления заинтересованы в финансировании быстрых проектов .

 

А.Апацкий также высказал опасение, что ратификация поправки о присоединении Беларуси к списку Приложения "Б" может затянуться более чем на 2 года, как этого ожидают в республике. В этом случает у Беларуси останется меньше времени на поиск покупателя и на реализацию свободных квот.

 

Вывоз строительного мусора контейнерами и газелями: ознакомиться, быстро и качественно

 

Мир без нефти.
Президент раскритиковал реформу.
О мерах по экономическому стимул.
Кулик м.
Совершенствование систем централизованного теплоснабжения.

 

Главная страница ->  Переработка мусора 

Реклама
Hosted by uCoz