Главная страница -> Переработка мусора
Зменшення викидів парникових газів в малих і середніх містах україни. Вывоз мусора. Переработка мусора. Вывоз отходов. СтроительствоАлла Прохорова Споры заинтересованных сторон о том, является ли единая энергетическая система страны благом, доставшимся нам в наследство от советской власти, или пережитком прошлого, от которого нужно немедленно избавиться, не прекращаются на протяжении нескольких лет. Столько же времени обсуждается проблема: создавать ли достойного конкурента нашему дорогому и всеми любимому РАО ЕЭС России в лице малой и нетрадиционной энергетики или же это подорвет энергетическую безопасность государства. Пока депутаты Государственной думы, государственные чиновники, ученые-энергетики продолжают спорить по данной проблеме, вопрос начал решаться стихийно. Верхи - не могут, низы - не хотят Создалась прямо-таки классическая революционная ситуация: верхи - не могут, низы - не хотят. С одной стороны - РАО ЕЭС России , которое в своей программе энергосбережения провозгласило принцип широкого управления спросом потребителей и с восторгом претворяет его в жизнь очень немудреным способом - цены - вверх, рубильник - вниз . С другой стороны - все потребители, от простых граждан до крупнейших промышленных предприятий, пытающихся выползти из-под пресса РАО ЕЭС России , создавая автономные системы энергообеспечения (закупая, кто небольшие дизельные электрогенераторные установки, кто - мощные газотурбинные установки). К настоящему моменту стихийное развитие альтернативной энергетики породило такое количество проблем, что, на наш взгляд, возникла острая необходимость их правового решения. Как справедливо заметил Владимир Гусев, возглавлявший комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике в Государственной думе прежнего созыва, Основная цель принятия нормативного акта всегда состоит в том, чтобы, уловив тенденции, придать сложившимся в какой-то сфере общественным отношениям характер системы . А сложившиеся к настоящему моменту отношения требуют прежде всего законодательного оформления следующих вопросов: закрепление равных прав всех производителей электроэнергии; обязательная покупка электроэнергии, произведенной на малых электростанциях, централизованной энергосистемой; обязательное лицензирование деятельности в сфере нетрадиционной и малой энергетики; стандартизация и сертификация оборудования, методов и средств производства, преобразования, передачи, накопления и распределения нетрадиционной и малой энергетики; определение нормативных экологических параметров для оборудования малой и нетрадиционной энергетики; сохранение дотаций на завоз энергоресурсов для регионов страны, не обеспеченных ими, за счет централизованного энергоснабжения; предоставление налоговых и таможенных льгот для комплектующих изделий и запасных частей к энергооборудованию, импортируемому на территорию Россию и т. д. Из истории вопроса Не следует полагать, что проблема законодательного подтверждения статуса малой энергетики возникла внезапно в конце 90-х годов. Еще в 1993 году в Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации была разработана Концепция развития и использования возможностей малой и нетрадиционной энергетики в энергетическом балансе России (далее - Концепция). Именно в этой Концепции было четко определено, какие энергообъекты относить к малой , а какие к нетрадиционной энергетике. До этого стандартизованных и общепринятых понятий не существовало. При этом в Концепции, к разработке которой были привлечены ведущие специалисты в области энергетики, отмечалось, что для реализации поставленных задач необходимо создать нормативно-правовую базу отрасли. Почему же вопрос о законодательном регулировании малой и нетрадиционной энергетики до сих пор не решен? При решении этого вопроса столкнулись представители двух точек зрения. Одна из них предполагает самостоятельное существование малой и нетрадиционной энергетики, создание независимых локальных энергосистем, которые смогли бы создать конкурентную среду в электроэнергетике. Сторонниками этой точки зрения выступают региональные власти и производители. Другая точка зрения, которую поддерживают, несмотря на существующие внутренние разногласия, РАО ЕЭС России и Министерство энергетики РФ, заключается в том, что страна должна сохранить единую энергосистему, т. е. малая и нетрадиционная энергетика должна стать ее составной частью. Вследствие этих разногласий в Государственной думе в течение нескольких лет проходили слушания различных проектов законов: О малой энергетике , О нетрадиционной энергетике , О малой и нетрадиционной энергетике и др. Некоторые из этих проектов законов не только рассматривались, но даже и принимались в первом и втором чтениях, но, как это часто у нас бывает, ни один из них так и не был окончательно принят. Это наглядно показывает, насколько серьезно эти проблемы затрагивают групповые интересы крупнейших участников российского рынка энергетики (РАО ЕЭС, Газпром , федеральные органы власти в лице Министерства энергетики РФ и региональные администрации). За и против Мы встретились с некоторыми участниками сводной рабочей группы по созданию Концепции, а также участниками обсуждения законов о развитии малой и нетрадиционной энергетики в Государственной думе, чтобы обсудить проблему создания и принятия нормативно-правовой базы в этой области. И, что характерно, среди них не нашлось ни одного откровенного противника малой и нетрадиционной энергетики, а также противников узаконивания их существования. Бушуев Виталий Васильевич, директор Института энергетической стратегии - Нужен ли отдельный закон о малой и нетрадиционной энергетике и почему? - Мне бы не хотелось противопоставлять проблемы энергосбережения и проблемы малой энергетики, ориентированной на использование местных энергетических ресурсов. Прежде всего, не следует понимать энергосбережение как задачу экономии везде и во всем, экономии любой ценой, даже ценой потери качества продукции. Мне представляется, что энергосбережение и малая энергетика это две стороны одной медали. Речь должна идти об оптимизации использования электроэнергии, а не о преобладании одного направления развития энергетики над другим. Именно поэтому в настоящее время подготовлен проект программы, которая объединяет эти два направления развития отрасли, и называется он Энергоэффективность экономики . В этом проекте наряду с развитием большой энергетики России предусматривается развитие малой энергетики, создание локальных энергосистем, что особенно важно для отдаленных районов, куда невыгодно прокладывать высоковольтные линии электропередач (а в некоторых случаях это вообще невозможно). Поэтому самостоятельный закон, стимулирующий развитие малой энергетики, необходим, особенно для нетрадиционной энергетики, которая, в силу своей маломасштабности, экономически уступает большой энергетике. - В чем же вам видятся преимущества малой электроэнергетики? - Во-первых, следует отметить психологический аспект: производство электроэнергии вплотную приближено к потребителю, который чувствует ответственность за состояние электростанции и за использование электроэнергии. Характерный пример такого хозяйского подхода к местным электростанциям демонстрирует Чечня, где во время боевых действий не было разрушено ни одной малой электростанции. Местные жители их защищали как зеницу ока. Или другой пример, в Челябинске в областной больнице решили восстановить старую котельную и переоборудовать ее для производства электроэнергии. Это было сделано с целью получить независимость от местных энергетиков, которые в сентябре, в самый пиковый операционный сезон, не включают в больнице отопление, потому что у них это не запланировано. Таким образом, малая энергетика обеспечивает независимость потребителя. Во-вторых, подкупает быстрая окупаемость небольших энергетических установок - два-два с половиной года. В настоящее время инвестор гораздо охотнее вложит деньги в проект, который окупается за такое короткое время. А вот в строительство крупных электростанций реально вкладывать деньги может только государство или очень крупный инвестор. Самое разумное, на мой взгляд, это ориентировать отрасль на использование централизованных и локальных энергетических систем и в каждом конкретном случае рассматривать наиболее приемлемое их сочетание. Для одних потребителей (или регионов) необходимы крупные поставщики электроэнергии. Например, для алюминиевого комбината в Красноярске необходим такой крупный производитель электроэнергии, как Саяно-Шушенская ГЭС. А для других - небольших предприятий или неэнергоемких производств - вполне достаточно электроэнергии от небольших местных электростанций. В-третьих, созданием локальных энергетических сетей решается проблема конкуренции. - Зачем же все-таки нужен закон? - Поскольку энергообеспечение страны (и промышленности, и населения) - проблема государственного масштаба, точно так же, как и проблема энергобезопасности, то роль государства в определении правил, по которым должна развиваться электроэнергетика, является ключевой, и было бы неразумным отдавать эту важнейшую в экономике отрасль на откуп частным лицам, не заинтересованным в стратегическом развитии энергетики. Поэтому целесообразно разработать закон, обязывающий администрацию районов развивать малую энергетику, т. е. определить процент малой энергетики в регионе. Это будет стимулировать рост спроса на оборудование для малых электростанций, соответственно, предприятия, выпускающие это оборудование, смогут перейти на его серийное производство, что в свою очередь позволит снизить себестоимость и цены и сделать малые электростанции не просто выгодными, а очень выгодными. Ильин Анатолий Афанасьевич, президент Российской ассоциации малой и нетрадиционной энергетики - Почему проблема малой энергетики стала такой актуальной? - Интерес к данной проблеме обусловлен не только тем, что значительная часть территории нашей страны лишена централизованного энергоснабжения, но и стремлением уйти от диктата естественных монополистов, непомерных затрат на транспортировку, использовать более дешевые местные ресурсы. Следует отметить, что в Советском Союзе в развитии электроэнергетики делался упор на строительство гигантских гидроэлектростанций, атомных электростанций, а также на строительство протяженных линий высоковольтных передач и трансформаторных станций. Однако при функционировании гигантских электростанций и при передаче электроэнергии на большие расстояния имели место громадные потери электроэнергии, что в конечном итоге сильно снижало эффективность производства в отрасли. Знакомство же с опытом развития энергетики за рубежом убеждает в необходимости наряду с крупными централизованными энергосистемами развивать локальные энергосистемы в регионах, используя для этих целей самые различные виды топлива. Современное положение дел в электроэнергетике только укрепляет в этом мнении. Так, многие крупные электростанции, несмотря на высокие тарифы на электроэнергию, находятся в плачевном состоянии. У них нет средств на ввод новых мощностей, на обновление устаревшего оборудования, а иногда даже на проведение текущего ремонта и профилактических работ. А что касается строительства новых крупных электростанций, то об этом в настоящее время и говорить не приходится. Найти частного инвестора, который вложил бы огромные деньги в осуществление проекта и затем ждал добрый десяток лет, когда окупятся его затраты, невозможно. Такие проекты, как правило, осуществляются при активной финансовой поддержке государства, что в настоящее время также невозможно. На этом фоне преимущества малой и нетрадиционной энергетики очевидны. На сооружение ее объектов нужны, как правило, сравнительно небольшие средства, которые могут предоставить частные предприниматели. Объекты малой энергетики быстро окупаются, особенно, если они работают на местных ресурсах. - Какие проблемы малой энергетики должны быть решены при принятии закона в первую очередь? - Малая энергетика нуждается в законодательной защите - это не подлежит сомнению. Во-первых, предприниматели очень неохотно вкладывают средства в проекты, законодательный статус которых не определен. Во-вторых, и это очень важно, все излишки электроэнергии, произведенные на частной электростанции, должны покупаться централизованной энергосетью в обязательном порядке. В противном случае производство электроэнергии частными предпринимателями на электростанции малой мощности может стать абсолютно невыгодным, и идея погибнет на корню. Кроме того, хотелось бы, чтобы в законе была определена ответственность региональной администрации перед населением за обеспечение электроэнергией в полном объеме и по стандартам местных условий, а также ее права и обязанности по созданию региональных энергосетей, то есть в законе должна быть отражена финансово-экономическая сторона вопроса. Михайлов Сергей Алексеевич, заместитель руководителя департамента Министерства энергетики РФ - В каком направлении должна развиваться электроэнергетика, и, соответственно, законодательная база в этой области? - Полагаю, что в настоящее время основное внимание должно быть уделено решению проблемы энергосбережения. Все про нее знают, и ничего нового я здесь, пожалуй, не скажу, кроме того что в энергетической стратегии развития России до 2020 года развитие нашей экономики невозможно без энергосбережения. В этой стратегии записано, что Россия к 2020 году должна сберегать ежегодно до 400 миллионов тонн условного топлива для того, чтобы снизить энергоемкость нашей продукции и обеспечить ее конкурентоспособность. У нас на этот счет есть несколько мнений. Когда создавалась Программа по энергосбережению до 2020 года, мы думали, что развитие малой и нетрадиционной энергетики станет составной частью этой программы. Однако есть и другое мнение, и даже у нас в министерстве, что малая и нетрадиционная энергетика - совершенно независимое направление и должна существовать и развиваться обособленно, независимо от Программы энергосбережения. Сторонники такого подхода считают, что должен быть принят совершенно самостоятельный закон по малой и нетрадиционной энергетике. Некоторое время назад в министерстве даже рассматривался проект такого закона, но в конечном итоге проект закона, предложенный министерством, был сформулирован не по малой энергетике, а по нетрадиционной, и назывался О государственной поддержке нетрадиционной энергетики . При этом руководствовались тем, что во всем мире именно нетрадиционная энергетика дотируется государством. Этот проект закона был рассмотрен в Государственной думе, но по ряду причин не был поддержан. На тот период времени, когда он рассматривался, было нереально выполнить отдельные положения этого закона, в которых говорилось о государственных дотациях и государственной поддержке в виде льгот для производителей и потребителей оборудования нетрадиционной энергетики. - И все-таки должен ли быть принят отдельный закон о малой энергетике? - Я считаю, что малая и нетрадиционная энергетика должна рассматриваться как составная часть закона по энергосбережению, а не как самостоятельная отрасль энергетики. Заключение Сколько бы ни пытались сторонники единой энергетической системы поставить под контроль развитие малой и нетрадиционной энергетики, рано или поздно рыночная экономика сделает свое дело - энергетическая монополия будет разрушена. Создание локальных энергетических систем в отдельных регионах и автономных систем энергообеспечения на отдельных предприятиях наглядное тому подтверждение. Возникновение здоровой конкуренции позволяет снизить затраты на производство продукции и обеспечить равные права нашим производителям на мировом рынке. Нам известны замечательные примеры того, как одно только намерение создать собственную электростанцию в корне меняло ситуацию на рынке электроэнергии. Так, руководство Новосибирского оловянного комбината, замученное непосильными тарифами на электроэнергию, приняло решение о строительстве собственной турбинной электростанции и приступило к подготовке проекта. Подобные действия побудили местное руководство РАО ЕЭС России немедленно снизить тарифы. В результате на комбинате заметно уменьшилась себестоимость продукции, которая стала конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на мировом рынке, спрос на продукцию комбината позволил повысить объемы производства, что в итоге увеличило прибыли не только комбината, но и энергетиков. И этот пример далеко не единственный. Мы убеждены, что необходимо как можно быстрее узаконить существование формирующейся на наших глазах российской малой энергетики, и совершенно не важно, как будет называться закон, ибо стихийное развитие малой и нетрадиционной энергетики порождает большое количество проблем, которые со временем решать будет все труднее и труднее.
М.В.Рапцун, Г.Г.Панченко (Агентство з раціонального використання енергії та екології) О.О.Хилюк (Бердичівський міський голова) М.С.Ашфорд (Міжнародна корпорація Еконерджі) У відповідності до Кіотського протоколу в 1990 р. Україна посідала шосте місце у світі за рівнем загальних обсягів викидів вуглецю. Економічна криза призвела до значного зменшення викидів парникових газів (ПГ) в промисловості. Тому Україна має непогані потенційні можливості для участі у так званих гнучких механізмах , запропонованих у Кіотському протоколі. Для реалізації цих можливостей необхідно підвищити енергоефективність української економіки. Однією з галузей економіки, з яких слід починати цей процес, є сектори інфраструктури міст - теплозабезпечення, водопостачання та водовідведення, вуличне освітлення та транспорт. Спад виробництва в Україні меншою мірою відбився на скороченні викидів ПГ в малих і середніх містах України (МСМУ), ніж в інших секторах економіки. До МСМУ належать міста з загальною кількістю населення від 10 до 250 тисяч чоловік. В Україні налічується понад 400 МСМУ з загальною чисельністю населення близько 18 млн чол., що перевищує половину міського населення України. За прогнозами обсяги викидів ПГ в МСМУ, якщо не вжити термінових заходів, будуть залишатись на існуючому рівні або навіть дещо збільшаться. МСМУ мають значний потенціал скорочення викидів ПГ, обумовлений надмірними рівнями викидів внаслідок: • експлуатації морально застарілого та фізично зношеного обладнання в секторах інфраструктури; • обмеженості засобів на проведення планового та профілактичного ремонтів цього обладнання; • недостатнього рівня підготовки обслуговуючого персоналу в секторах інфраструктури; • недостатнього освітнього рівня населення МСМУ в сфері раціонального природокористування; • існуючих бар'єрів впровадження заходів щодо зменшення обсягів викидів ПГ. На відміну від міністерств і муніципалітетів великих міст, адміністрація жодного з МСМУ не володіє достатніми коштами і необхідними спеціалістами для проведення досліджень і розробки заходів для зменшення викидів ПГ. Тому за підтримки програми Еколінкс у 2000 р. Бердичівський міський виконавчий комітет, Агентство з раціонального використання енергії та екології і Econergy International Corporation (USA) у 2000 р. виконали проект Визначення пріоритетних організаційних та технічних заходів для зменшення впливу на зміну клімату викидів парникових газів малих і середніх міст України . Мета даного проекту полягала у визначенні (на прикладі м. Бердичева) пріоритетних шляхів пом'якшення впливу викидів ПГ на зміну клімату в МСМУ, визначенні бар'єрів для їх впровадження та шляхів подолання цих бар'єрів, а також у розробці методичного керівництва для місцевих органів влади у проведенні політики пом'якшення впливу на зміну клімату. Для реалізації потенціалу скорочення викидів ПГ в МСМУ необхідно реалізувати порівняно невелику кількість типових технічних заходів, основними з яких є: - в підсекторі виробництва теплової енергії: • періодичне виконання налагоджувальних робіт основного та допоміжного обладнання котелень; • своєчасна і періодична очистка поверхонь котлів (наприклад, встановлення обдувного обладнання); • оптимальний розподіл теплового навантаження між котлоагрегатами котельні на базі розроблених технологічних режимних карт; • газифікація котелень, що працюють на вугіллі; • заміна застарілого основного котельного обладнання на більш сучасне з ККД до 92-94 % ; • впровадження теплоутилізаційного устаткування контактного типу в котельнях, що працюють на природному газі. - в підсекторі транспортування теплової енергії: • заміна трубопроводів теплових мереж на попередньо ізольовані трубні секції; • організація і впровадження систем вентиляції непрохідних залізобетонних каналів теплових мереж; • контроль за вологістю ізоляції теплових мереж; • організація раннього виявлення та своєчасного усунення витікання теплоносія; • впровадження сучасної високонадійної арматури. - в підсекторі теплоспоживання: • автоматичне регулювання системи опалення; • додаткове ущільнення вікон та дверей; • застосування зарадіаторних рефлекторів; • застосування водопідігрівачів та регуляторів системи гарячого водопостачання. - в підсекторі водопостачання: • будівництво фільтрувальних станцій для очистки поверхневої води, що дозволить знизити навантаження на артезіанські свердловини; • впровадження автоматизованих систем контролю та регулювання подачі питної води споживачам. - в підсекторі водовідведення: • реконструкція насосних станцій із заміною старого енергоємного обладнання на енергоефективне; • реконструкція каналізаційних колекторів з використанням безтраншейного методу ремонту. - в підсекторі освітлення вулиць: • застосування ламп з більш високими техніко-економічними показниками експлуатації. Основні бар'єри, що перешкоджають реалізації фінансово й економічно ефективних енергозберігаючих заходів і інвестиційних проектів у МСМУ, за рівнем впливу можна розділити на загальні і локальні. Бар'єри загального характеру впливають на всіх агентів економічної діяльності - галузі економіки, бюджетну сферу, домашні господарства. До локальних бар'єрів можна віднести перешкоди, дія яких виявляється на місцевому - міському (регіональному) рівні. Загальноекономічні бар'єри важко подолати на місцевому рівні. Водночас, у ряді випадків їхній вплив може бути послаблено в результаті прийняття відповідних заходів на локальному рівні. Найбільш важливою перешкодою для досягнення фінансово рентабельного й економічно виправданого результату в галузі енергоефективності в усіх секторах є недостатнє фінансування інвестицій в енергозберігаючі проекти. Тому всі чинники, що перешкоджають інвестиційній діяльності як такій є одночасно і бар'єрами для підвищення ефективності використання енергії. Серед бар'єрів впровадження енергозберігаючих заходів, дія яких потенційно може бути пом'якшена на рівні МСМУ, найважливішими є: • нерозвиненість або відсутність організаційних структур, які б спеціалізувалися на наданні послуг з енергоаудиту та енергоменеджменту, підготовці та реалізації енергозберігаючих проектів та заходів, наданні обладнання у лізинг, встановлення та обслуговування енергоефективного обладнання; • неефективність форми власності у житловому секторі (неасоційованість більшості власників житла) та невелика кількість приватних організацій по утриманню та обслуговуванню житлових будинків; • нестача знань, інформації та досвіду управління ефективністю енергоспоживання у бюджетній та житловій сферах, що грунтується на переважно безобліковому споживанні енергоносіїв; • труднощі фінансування та висока вартість адміністрування потоків коштів для здійснення великого числа відносно маловартісних проектів та заходів з енергоефективності; • незадовільний фінансовій стан більшості споживачів та їх низька ліквідність та кредитоспроможність; • технічні труднощі встановлення вимірювального обладнання та засобів регулювання енергоспоживання на окремих об'єктах і моніторингу енергоспоживання; • енерговитратний характер місцевої тарифної політики, яка підриває зацікавленість в більш ефективному виробництві, постачанні та використанні енергоносіїв (перш за все теплової енергії).В табл. 1 наведено обсяги викидів ПГ та потенціал їх зменшення в результаті реалізації мінімального потенціалу енtргозбереження в секторах інфраструктури МСМУ, визначеного за методикою Міжурядової групи експертів по зміні клімату. В таблиці наведено сумарні обсяги викидів ПГ і потенціал їх зменшення при впровадженні енергозберігаючих заходів в секторах інфраструктури МСМУ у 1998 р. Сектор Сумарні викиди ПГ прямої дії, тис. т СО2 еквіваленту Викиди ПГ прямої дії Мінімальний потенціал зменшення викидів ПГ,тис.т СО2-еквіваленту Вуглекислий газ, тис. т Метан,т Закис азоту, т Теплозабезпечення 40182,26 37841,35 35274,2 290,04 16072,91 Вуличне освітлення 712,86 544,023 9,122 544,023 356,4307 Водозабезпечення 5435,49 4579,82 76,79 2755,03 3261,29 Транспорт 1203,36 1127,46 3467,51 9,95 300,8393 Всього в секторах 47533,97 44092,65 38827,62 3599,043 19991,47 інфраструктури МСМУ Всього в Україні 384604,7 262822,8 5285350 34800 На основі аналізу табл.1 можна зробити наступні висновки: • річні обсяги викидів ПГ в секторах інфраструктури МСМУ в 1998 р. становили 47,5 млн т СО2-еквіваленту, що складає 12,35% від сумарного обсягу викидів ПГ в Україні; • потенціал зменшення обсягів викидів ПГ в секторах інфраструктури МСМУ за рахунок реалізації економічно виправданих заходів становить близько 20 млн СО2-еквіваленту або 42 % від загального обсягу викидів ПГ в цих секторах; • найбільшим джерелом викидів ПГ в МСМУ є сектор теплозабезпечення, на який припадає 84,5% від загального обсягу викидів в секторах інфраструктури. Відповідно цей сектор має і найбільший потенціал зменшення викидів - понад 40 млн.т СО2 -еквіваленту або 80 % від загального потенціалу зменшення викидів ПГ. Вывоз строительного мусора контейнерами и газелями: ознакомиться, быстро и качественно Глоссарий терминов и акронимов. Офисные здания будущего будут самостоятельно снабжать себя электричеством. Правительство москвы постановление от 28 июля 1998 года n 566. Россия. Пиррова победа на газовом поле. Главная страница -> Переработка мусора |