Главная страница ->  Переработка мусора 

 

В россии когенерация значения не потеряет «по большому счету ставить вопрос о том, насколько целесообразна теплофикация в россии, – все равно, что спрашивать о том, нужно ли в россии отопление». Вывоз мусора. Переработка мусора. Вывоз отходов. Строительство


С.П.Малышенко,Институт высоких температур РАН,

 

Ф.Н.Пехота, Минпромнауки РФ

 

Водородная энергетика сформировалась как одно из направлений развития научно-технического прогресса в середине 70-х годов прошлого столетия. По мере того, как расширялась область исследований, связанных с получением, хранением, транспортом и использованием водорода, становились все более очевидными экологические преимущества водородных технологий в различных областях народного хозяйства. Успехи в развитии ряда водородных технологий (таких как топливные элементы, транспортные системы на водороде, металлогидридные и многие другие) продемонстрировали, что использование водорода приводит к качественно новым показателям в работе систем или агрегатов. А выполненные технико-экономические исследования показали: несмотря на то, что водород является вторичным энергоносителем, то есть стоит дороже, чем природные топлива, его применение в ряде случаев экономически целесообразно уже сейчас. Поэтому работы по водородной энергетике во многих, особенно промышленно развитых странах относятся к приоритетным направлениям развития науки и техники и находят все большую финансовую поддержку со стороны как государственных структур, так и частного капитала.

 

Естественно, что направления разрабатываемых новых водородных технологий гражданского назначения в различных странах различаются. Это связано и с неравномерной обеспеченностью природными энергоресурсами, и с существующими особенностями их технологического развития. Например, в разработках новых водородных технологий, выполняемых в США, Германии, Канаде и России, используется опыт ракетной техники, атомной и химической промышленности, специальной металлургии, криогенной и оборонной промышленности, в Японии — опыт высоких технологий электронной, электротехнической, металлургической и металообрабатывающей промышленности и зарубежный опыт криогенной и авиационно-космической техники. Вместе с тем, результаты разработок последних лет и обостряющиеся экологические проблемы определяют как основные направления развития нового рынка водородных технологий и водорода в качестве экологически чистого энергоносителя в ближайшей перспективе, так и общие для всех стран направления НИОКР. Это, прежде всего, технологии производства, транспортировки, хранения и распределения жидкого и сжатого водорода, водородные автомобили с топливными элементами и двигателями внутреннего сгорания, водородные системы энергообеспечения на основе топливных элементов и мощные водородные энергоустановки паротурбинного цикла, металлогидридные технологии аккумулирования и очистки водорода, разработки и создание элементов водородной инфраструктуры.

 

Проводимые каждые два года (начиная с 1976 г.) всемирные конференции по водородной энергетике являются наиболее представительным форумом, на котором докладываются новейшие результаты НИОКР в этой области. В июне 2002 г. в Канаде (Монреаль) состоялась 14 конференция, в которой приняло участие более 1000 специалистов из многих развитых и развивающихся стран. Основная особенность этой конференции - активное участие в ней ведущих крупных индустриальных компаний мира и многочисленных небольших вновь созданных фирм, специализирующихся в области коммерциализации новых водородных технологий. Ниже кратко характеризуется современное состояние исследований и разработок в области новых водородных технологий по результатам докладов и обсуждений с ведущими зарубежными специалистами.

 

Топливные элементы. В настоящее время в США и Канаде основные НИОКР проводятся по созданию топливных элементов (ТЭ) двух типов: с твердополимерным электролитом (PEM FC) и высокотемпературных с твердоокисным (SOFC). Только эти два направления, как наиболее перспективные, финансируются за счет средств федерального бюджета. Высокотемпературные ТЭ с расплавнокарбонатным электролитом (MCFC) продолжают изучаться в рамках программ фундаментальных исследований.

 

Твердополимерные ТЭ по их техническому уровню находятся по пороге коммерциализации. Однако в настоящее время их высокая стоимость (энергоустановка ~ 104 долл./кВт) в значительной степени сдерживает этот процесс. Многие компании прогнозируют снижение стоимости энергоустановок с PEM FC на порядок и более при их массовом производстве. Для массового применения PEM FC в автотранспорте их стоимость должна быть снижена до 50-100 долл./кВт (при современной стоимости бензина и отсутствии финансовых механизмов, учитывающих качество выхлопных газов). В недалекой перспективе в результате ужесточения стандартов на выбросы, повышения стоимости бензина и снижения стоимости ТЭ ожидается изменение конъюнктуры в пользу автомобилей и автономных энергоустановок мощностью до 100-300 кВт с PEM FC. В этих направлениях НИОКР развиваются с возрастающей активностью.

 

К настоящему времени созданы и успешно проходят испытания энергетическая установка на базе твердоокисных ТЭ мощностью 100 кВт с КПД по электричеству — 46% и 80-85% при утилизации тепла (ресурс работы свыше 20 тыс. час.) и установка комбинированного типа мощностью 200 кВт. Образован консорциум по созданию гибридной энергоустановки мощностью 1 МВт. Однако инвестиционные расходы на строительство указанных установок еще велики — свыше 10 тыс. долл./кВт установленной мощности. В связи с этим основные усилия разработчиков направлены на снижение стоимости установок за счет использования новых более эффективных керамических материалов и совершенствования технологии изготовления.

 

Водородные технологии для автотранспорта. Это направление НИОКР развивается в последние годы наиболее активно. В США, Канаде, Германии, Японии, Китае, странах ЕЭС и многих других приняты государственные программы создания экологически чистого автомобильного транспорта, использующего водо-родное топливо. Основные направления работ — создание автомобилей с PEM FC и электроприводом, автомобилей с ДВС и автомобилей с гибридной двигательной установкой. Наиболее активно проводятся работы по созданию автомобилей с нулевым выбросом на базе PEM FC. Созданы десятки демонстрационных образцов автомобилей различных моделей. Практически все крупные автомобильные компании мира (Даймлер-Крайслер, Форд, Мазда, Тойота, БМВ, Рено и др.) проводят работы в этом направлении, и демонстрационные автопробеги водородных автомобилей сегодня исчисляются сотнями тысяч км. В США, Германии, Японии, Канаде созданы и эксплуатируются опытные водородные автозаправочные станции. Первые продажи водородных автомобилей планируются на ближайшие год.

 

Водородные технологии для энергетики. Основные направления работ - системы водородного аккумулирования электроэнергии, автономные энергоустановки мощностью до 200 кВт с использованием ДВС, микротурбин и топливных элементов, мощные водородосжигающие энергоустановки паротурбинного цикла с водородными парогенераторами, энергоустановки на базе возобновляемых энергоресурсов с производством водорода электролизом воды (ветро-солнечно-водородные) мощностью до нескольких мегаватт. Характерная особенность работ последних двух лет - переход от создания ключевых элементов энергоустановок к созданию универсальных систем, полностью обеспечивающих потребителей энергией. Например, компания «Стюарт Энерджи Систем» наряду с продолжением производства электролизеров Стюарта создала производство интегрированных систем обеспечения потребителей сжатым водородом и электроэнергией. Это дает возможность расширить рынок сбыта продукции сегодня и обеспечивает существенный задел для участия в создании инфраструктуры обеспечения водородом автотранспорта.

 

Инфраструктура обеспечения водородом. В этом направлении основные разработки связаны с инфраструктурой для автотранспорта. На переходный период предлагается дополнение обычных бензозаправок системами производства водорода на месте электролизом воды (системы «Стюарт Энерджи Систем» и аналогичные) и его газобаллонного хранения под давлением до 350-400 атм. в суперлегких баллонах. Производительность системы по водороду 12 нм3/ч и выше. Такая мобильная (на автоприцепе) система использовалась во время автопробега водородного автомобиля Форд с ТЭ и электротрансмиссией по США. В ряде стран (Германия, США, Япония и др.) построены водородные автозаправочные станции, снабжаемые газообразным (под давлением) и жидким H2, а также с производством H2 из воды на месте электролизом, в том числе за счет возобновляемых энергоресурсов (ветровые ЭУ) и провальной электроэнергии. Созданы компактные системы получения водорода для обеспечения индивидуальных потребителей (коттедж, личный автомобиль и т.д.). В качестве первичных источников энергии при этом используются возобновляемые энергоресурсы или дешевая провальная электроэнергия. Разрабатываются компактные реформеры для производства водорода из природных топлив на месте потребления, а также бортовые для автотранспорта.

 

Новые технологии хранения водорода. В этом направлении разработки главным образом направлены на создание бортовых систем хранения — суперлегких баллонов, компактных криогенных баков и металлогидридных систем. В настоящее время разработаны суперлегкие баллоны на давления до 450 атм. и выше с весовым содержанием водорода до 13% , а также криогенные баки для автомобилей с экранно-вакуумной изоляцией и сроком автономного хранения более 15 суток (потери на испарение жидкого водорода < 1% в сутки). Кругосветный пробег автомобиля BMW 745h с криогенным хранением водорода на борту и двигателем внутреннего сгорания по пяти континентам начался 19 марта 2002 г. в Сакраменто (США) и к июню 2002 г. его общий пробег составил 170 000 км (Сакраменто-Лондон-Стокгольм-Монреаль, WHEC XIV, и далее — Иоганесбург-Пекин).

 

В последние 2-3 года активизировались НИОКР по разработке систем хранения водорода в наноструктурах: фуллеренах и нанотрубках. Результаты фундаментальных исследований указывают на возможность создания таких сред хранения с емкостью по водороду до 7-8 весовых %.

 

Новые технологии производства водорода. В этой области фундаментальные и прикладные исследования и разработки относятся главным образом к плазмохимическим методам, новым типам электролизеров (в том числе с твердополимерным электролитом), процессам переработки угля,биоконверсии и компактным реформерам углеводородных топлив., Сегодня в промышленных и опытно-промышленных изделиях реализован КПД электролизера ~70-80%, в том числе для электролиза под давлением. Японскими исследователями разработаны экспериментальные мембранно-электродные блоки с твердополимерным электролитом, обеспечивающие электролиз воды с КПД > 90% при плотностях тока до 3 А/см2. Создание таких электролизеров — дело относительно недалекого будущего.

 

Работы по новым плазмохимическим методам производства водорода вслед за пионерскими работами Института водородной энергетики и плазменных технологий (ИВЭПТ) Российского научного центра «Курчатовский институт» активно развиваются в США, Канаде, Франции и других странах. Реализация этих разработок позволит получать достаточно дешевый водород из нетрадиционного сырья и природных углеводородных топлив. Сегодня Россия в этой области лидирует, однако зарубежные работы финансируются в более крупных масштабах и осуществляются более быстрыми темпами.

 

Интегрированные системы. Основные элементы интегрированных систем энергообеспечения на базе водородных технологий и возобновляемых энергоресурсов создаются в рамках крупных международных и национальных проектов (WE-NET и др.). Эти разработки настолько продвинулись, что в ряде стран принимаются решения об их практической реализации в близкой перспективе на региональном и более крупных уровнях. В этом отношении характерно решение правительства Исландии о построении водородных систем топливо- и энергообеспечения в масштабах страны к 2030 г. и программа — о создания интегрированной водородной системы на одном из островов с населением около 800 чел. Все энерго- и топливообеспечение острова будет основано на ветро-солнечно-водородных энергоустановках, топливных элементах, использовании водорода в качестве топлива для автотранспорта, топлива для рыболовецких судов, бытовых и других нужд.

 

Металлогидридные технологии. Среди водородных технологий, разрабатывающихся в последние годы, металлогидридные — одни из первых, успешно выходящих на рынок. Достаточно упомянуть о NiMeHy батареях и аккумуляторах, в короткий срок занявших существенный сектор рынка компактных источников тока. В настоящее время во многих странах выпускаются компактные безопасные системы хранения водорода на основе металлогидридов, разрабатываются металлогидридные системы для автотранспорта, подводных лодок, малотоннажных судов и т.д., а также создаются новые сплавы-накопители водорода. Одно из перспективных направлений — создание металлогидридных систем очистки водорода, в частности, для включения в системы водородного охлаждения мощных турбогенераторов с целью повышения КПД электростанций (Япония).

 

Стандарты, коды безопасности. Начало коммерциализации новых водородных технологий потребовало разработки соответствующих стандартов и кодов безопасности на национальных и международном уровнях. Эта работа выполняется в США, Канаде, Германии, Франции, Японии и других странах. В рамках International Standarts Organization (ISO) создана группа ISO/TC-197, разрабатывающая международные стандарты на новые водородные технологии (водород как топливо, водородные автомобили, электролизеры, системы хранения, заправочные станции и т.д.). Очевидно, что те страны, представители которых участвуют в этой работе, заинтересованы в продвижении своих водородных технологий на мировой рынок и получат в перспективе определенные преимущества.

 

Национальные и международные программы, проекты и соглашения. В последние годы резко возросла активность НИОКР в этой области и их государственная поддержка. Крупные национальные программы НИОКР в области водородной энергетики и технологии реализуются в США, Канаде, Германии, Японии, Китае, странах ЕЭС и ряде других. Государственная поддержка этих программ сегодня исчисляется в сотнях млн. долл. в год. Это связано с появлением новых прорывных технологий в области использования водорода как экологически чистого топлива и аккумулятора энергии, а также с развитием эффективных технологий его производства и созданием соответствующих экспериментальных, опытно-промышленных и промышленных устройств.

 

Выполняется ряд международных программ и проектов. В рамках «Соглашения о внедрении водорода» Международного Энергетического Агентства выполняется комплекс разработок новых методов получения водорода за счет возобновляемых энергоресурсов, странами ЕС выполняется программа НИОКР по созданию водородных автобусов и ряд других проектов, связанных с созданием инфраструктуры обеспечения водородом, Япония реализует крупный проект «Мировая энергетическая сеть с использованием водорода (WE-NET)» с участием иностранных партнеров (до 2020 г. затраты по проекту составят 4 млрд. долл. США), включающий комплекс НИОКР практически по всем перечисленным выше направлениям. Заключаются многочисленные соглашения между ведущими фирмами различных стран о совместных разработках новых водородных технологий (недавний пример: Берлинское партнерство чистой энергии (CEP), членами которого являются BMW, Daimler-Chrysler, Ford, Linde, MAN, Opel и др., июнь 2002 г.). На правительственном уровне многих стран принимаются важные решения об ускоренном развитии водородной энергетики и технологии. В этой связи характерно недавнее решение президента США Дж. Буша о включении водородной энергетики в число национальных приоритетов США.

 

В результате в настоящее время происходит формирование нового международного рынка водородных технологий и энергоносителей. В этом участвуют крупнейшие нефтяные компании (Бритиш Петролеум, Шелл, создавшая с этой целью дочернюю компанию Шелл-водород, Эксон, Тексако и др.), автомобилестроительные (Форд, Даймлер-Крайслер, БМВ, Дженерал Моторс, Тойота, Рено, Митсубиси и др.), электротехнические и энергетические (Вестингауз, Сименс, Стюарт Энерджи Систем, Баллард и др.), химические (Дюпон и др.) и многие другие, в том числе сотни мелких инновационных компаний в США, Канаде, Германии, странах ЕС, Японии.

 

Наша страна до середины 90-х годов занимала передовые позиции в НИОКР по перечисленным выше направлениям. Достаточно упомянуть о первом в мире полете самолета-лаборатории ТУ-155 на водороде, одном из первых экспериментальных автомобилей с топливными элементами, криогенном водородном комплексе Байконур, первых опытно-промышленных плазмохимических установках получения водорода, многочисленных опытных автомобилях на бензо-водородных смесях, экспериментальных водородо-кислородных парогенераторах, разработках разнообразных металлогидридных устройств и создании эффективных сплавов-аккумуляторов водорода, электролизерах с твердополимерным электролитом и многих других разработках, выполнявшихся с середины 70-х годов до середины 90-х.

 

Рис. 5. Схематическое изображение японского проекта
исследований по водородной энергетике WE-NET (International Clean Energy
Network Using Hydrogen Conversion — World Energy NETwork).
Возобновляемые источники энергии:
1 — гидроэлектростанция, 2 — ветровая электростанция,
3 — геотермальная электростанция, 4 — солнечная электростанция.
Производство водорода:
5 — завод по производству водорода.
Транспорт и хранение водорода:
6 — хранилище жидкого водорода, 7 — водородный танкер.
Потребители водорода:
8 — электростанция с водородными энергоустановками, 9 — водородный автомобиль,
10 — водородный автобус, 11 — водородная ракета, 12 — водородный самолет.

 

В настоящее время в рамках федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.» проводятся НИОКР по созданию эффективных технологий производства и использования водорода в различных отраслях экономики и также по разработке энергетических установок на базе топливных элементов для экологически чистого транспорта и производства электроэнергии. Однако государственное финансирование отечественных работ в области водородной энергетики несопоставимо с финансированием этих работ в упомянутых странах (США — 500 млн. долл./год, из них за счет бюджета DOE более 150 млн. долл. в год; Германия -500 млн. евро/год, из них за счет государственного бюджета более 100 млн. евро в год, и т.д.). В сегодняшней ситуации это означает, .что Россия сможет сохранить передовые позиции в НИОКР лишь по двум-трем проектам на весьма короткое время (с учетом имеющегося задела).

 

Вместе с тем межотраслевой и междисциплинарный характер проблемы требует комплексного подхода к ее решению и развитию разработок по более широкому кругу задач, чем это делается сейчас. В условиях нарастания темпов проведения и реализации зарубежных НИОКР и реальных перспектив ужесточения национальных и международных правовых норм в области защиты окружающей среды опоздание с развитием работ в области водородной энергетики и технологии может в ближайшей перспективе привести к существенным экологическим и экономическим потерям для страны.

 

 

Ольга Мариничева

 

«По большому счету ставить вопрос о том, насколько целесообразна теплофикация в России, – все равно, что спрашивать о том, нужно ли в России отопление», – так ответили на нарочито наивный вопрос журналиста ЭиПР специалисты научных центров РАО «ЕЭС России».

 

Исторически «большая энергетика» СССР, а затем и России основывалась и основывается на одновременном производстве электроэнергии и тепла. «Если в нашей стране и есть регионы, которые избыточны по электроэнергии и испытывают только тепловой дефицит, следовательно, не нуждаются в развитии когенерации, то их можно пересчитать по пальцам», – считает Владислав Нишневич, директор дирекции по управлению проектом СУГРЭС ОАО «Инженерный центр энергетики Урала» (Екатеринбург). «Когенерация эффективна при наличии потребителя с высокими тепловыми и электрическими нагрузками: это и большие города, и крупные промышленные предприятия (например, целлюлозно бумажный комбинат, да и любое энергоемкое производство», – добавляет Михаил Тузников, директор филиала ОАО «СевЗап НТЦ» «Севзапвнипиэнергопром» – «Севзапэнергомонтажпроект» (Санкт Петербург).

 

Наш опыт востребован, значит, верен

 

«Применение теплофикации подразумевается само собой там, где имеет место комплексная застройка, – говорит Юрий Травников, технический директор ОАО «Сибирский НТЦ», Новосибирск (на фото). – Плюсы когенерации по сравнению с раздельным производством тепла и электроэнергии очевидны. Важнейший из них – экономия топлива, а следовательно, и сокращение затрат на его приобретение. Сравните характеристики «среднестатистических» ГРЭС и ТЭЦ, и вы увидите, что вторая для выработки электроэнергии потребляет примерно на 40 процентов топлива меньше. Не случайно широкое развитие генерации на Западе последовало вслед за нефтяным кризисом 1970 х. В то время я сам общался с делегацией коллег из США, которые побывали в Москве, Ленинграде, Новосибирске, знакомясь с опытом нашей страны по внедрению теплофикации. Именно в те годы стали делать ставку на когенерацию страны Северной Европы, климат которых близок к российскому: Дания, Швеция, Финляндия, за исключением разве что Норвегии, развивающей преимущественно гидроэнергетику. И нельзя не признать, что наши соседи преуспели в следовании хорошему примеру. Посмотрим статистику. В СССР и его преемнице России доля ТЭЦ в общей выработке тепла составляет около 70 процентов, в Польше – 50, в Финляндии – 45 процентов, в Швеции – 38 процентов. Я говорю «Запад», но на самом деле в плане развития теплофикации от Европы и США не отстают Китай и страны Юго Восточной Азии, хотя Сеул находится на 2 тысячи километров южнее Новосибирска».

 

Развитие теплофикации за рубежом нашло поддержку на государственном уровне. Не случайно, подчеркивает Ю. Травников, в Германии запрещено строить энергоблоки мощностью 500 МВт и ниже, если проектное решение не предусматривает техническую возможность использовать пар для теплофикации. «Возможно, сейчас это не нужно, но может понадобиться через 10 лет», – добавил он. Аналогичное решение принято в Дании, запретившей строительство котельных на газе без выработки электроэнергии комбинированным способом и поощряющей реконструкции ГРЭС на ТЭЦ. И, наконец, в США уже прорабатывается развитие теплофикации при атомных электростанциях. В этом отношении Соединенные Штаты опять таки перенимают эстафету у СССР: еще в середине 1970 х в нашей стране была построена эксплуатирующаяся и поныне Билибинская атомная теплоэлектроцентраль на Чукотке.

 

Когенерация – это выгодно

 

«Исходя из элементарного здравого смысла, можно предсказать, что генерация и продажа тепла в России должны быть эффективным бизнесом», – говорит В. Нишневич («Инженерный центр энергетики Урала»). – Последние новости теплоэнергетики, наши собственные наблюдения это подтверждают. ОГК и ТГК начали бороться за рынок тепла. Более того, конкуренция разворачивается не только между генерирующими компаниями, но и между генераторами и сетями. Один из примеров такого рода мы видим в самом Екатеринбурге. Не будем называть имен, отметим лишь, что собственники сетевой компании готовы построить станцию, которая будет выдавать тепло в сети, чтобы не покупать тепло на условиях генератора».

 

А промышленные предприятия – в какой степени они заинтересованы в развитии собственной комбинированной генерации? «Это зависит от действующих на данном предприятии объемов паропотребления, от возможности использования теплоносителя для технических нужд, – считает В. Нишневич. – К числу таких предприятий можно отнести, к примеру, химические производства. Другое дело, что в летний период, когда предприятие не нуждается в тепле, рациональнее переводить электростанцию на работу в конденсационном режиме и «сбрасывать» дополнительную электроэнергию в сети. Подключение к сетям необходимо и с точки зрения надежности энергоснабжения самого предприятия».

 

Проблема в том, продолжает В. Нишневич, что в России нет закона, обязывающего электросетевые предприятия принимать электроэнергию, выработанную независимыми производителями. Подобный закон действует, например, в США, у нас же все попытки провести его через Думу заканчиваются неудачей. Вполне возможно, что данная проблема приобретет новую остроту в связи с децентрализацией российской энергетики, с появлением новых собственников энергокомпаний. Еще один спорный вопрос, связанный с отношениями между независимыми производителями и сетевыми компаниями, можно сформулировать так: «Если новый закон будет принят, кто возьмет на себя расходы по присоединению к сетям? Ведь дополнительные расходы могут быть сопоставимы с ценой самой станции…»

 

Почему когенерацию критикуют?

 

Если в России теплофикация в большинстве случаев выгодна, что же создает почву для разговоров о преимуществах децентрализованной энергетики и минусах когенерации? А подобные разговоры регулярно возобновляются, особенно в непрофессиональной среде. «Основная проблема нашей теплофикации – низкое качество сетей, – подчеркивает Ю. Травников («Сибирский НТЦ»). – В этом отношении в России все делается по старинке. И самое примечательное, что данная проблема давным давно решена в странах бывшего социалистического лагеря и в постсоветских республиках, страдавших теми же «болезнями». После того как пала Берлинская стена, тепловые сети единой Германии были просто напросто переложены заново. По большому счету, уже успели справиться с этой проблемой и Рига, и Пекин. Но практика решения теплосетевых проблем за рубежом – это тема для отдельного разговора».

 

Вернуть технологическое лидерство

 

Другая неотложная задача российской теплоэнергетики – возвращение утраченных позиций в разработке перспективных схем теплоснабжения. При этом крайне важна разработка альтернативных схем, позволяющих сравнивать различные варианты, предусматривающие преимущественное развитие централизованного теплоснабжения, локальных источников или сочетание того и другого.

 

«Необходимо учитывать и то, что подобные схемы нуждаются в постоянной корректировке, – добавляет В. Нишневич. – К счастью, в России сохранились институты, обладающие опытом разработки подобных схем. Задача разработки таких схем актуальна как никогда. И сегодня подразделения ОАО «Инженерный центр энергетики Урала» работают над схемами теплоснабжения крупных городов России: Екатеринбурга, Уфы, Перми, Саратова, Владивостока, Челябинска». «В Санкт-Петербурге силами ОАО «СевЗап НТЦ» эти задачи уже решаются комплексно, – подчеркнул Михаил Тузников. – За последние годы были разработаны и утверждены правительством города взаимно согласованные перспективные схемы электро- и теплоснабжения до 2015 с перспективой до 2025 года. Сегодня к нам поступают и выполняются новые заказы на разработку подобных схем из других промышленных центров Северо-Запада России».

 

Услуги по вывозу строительного мусора. Вывоз строительного мусора по истринскому району.

 

Россия.
Пиррова победа на газовом поле.
С.
Области применения устройств бе.
Кондиционирование коттеджа.

 

Главная страница ->  Переработка мусора 

Реклама
Hosted by uCoz