Главная страница -> Переработка мусора
Пояснительная записка. Вывоз мусора. Переработка мусора. Вывоз отходов. СтроительствоИ. Башмаков Центру по эффективному использованию энергии исполнилось 10 лет! Пользуюсь этим поводом не для того, чтобы отчитаться о проделанной работе, а чтобы уточнить траекторию движения России по огромному полю деятельности по повышению энергоэффективности в ближайшие годы. Энергоэффективность в России уже не является малозначимым термином. За 10 лет работы ЦЭНЭФ вместе с родственными организациями удалось посеять "семена изменений" и создать "точки опоры". С 1992 г. по 2002 г. в разных частях страны было создано более 100 специализированных организаций по реализации политики энергоэффективности. Федеральное правительство, многие регионы, муниципалитеты, предприятия и организации начали реализацию программ повышения энергоэффективности, приняли соответствующее законодательство строительные нормы. В результате всех этих инициатив сегодня в России в проекты по повышению энергоэффективности ежегодно инвестируется более 500 млн. долларов США. Главным глобальным энергетическим ресурсом является повышение энергоэффективности! Повышение уровня экономического развития сопровождается снижением энергоемкости ВВП. Это закон повышающейся энергоэффективности. В ряде публикаций 1992 г. автор впервые его сформулировал. Эмпирически он четко проявляется при исследовании динамики энергоемкости ВВП США, Великобритании, Франции, Германии и Японии за последние 160 лет. Если учитывать не только коммерческие, но и все прочие энергоресурсы, включая мускульную силу скота, энергию воды и ветра, то в динамике снижающейся энергоемкости обнаруживаются длинные волны: на смену периодам ее относительной стабильности или медленного снижения приходят периоды динамичного падения этого важнейшего показателя макроэкономической эффективности. Наиболее динамично он снижался в 1870-1895 гг., 1920- 1945 гг. и 1975-2000 гг. Закон четко статистически проявляется и при межстрановых сопоставлениях (см. Рис 1). Путь к благосостоянию лежит только по дуге снижающейся энергоемкости. Облако точек не вырождается в одну кривую, поскольку помимо уровня экономического развития есть еще целый ряд факторов, влияющих на величину энергоемкости: климат, размеры страны, ее социально-экономическое устройство и др. Интересно, что последний фактор оказывает значительно большее воздействие, чем природно-климатические условия. Так, в конце 80-х годов энергоемкость ВВП СССР была в два раза выше, чем в США; Чехословакии - в два раза выше, чем в Австрии; Китая - в два раза выше, чем в Индии; а ГДР - в два раза выше, чем в ФРГ. Влияние большого числа разнородных факторов приводит в тому, что этот закон проявляется как тенденция, при этом: • генеральный тренд снижения энергоемкости может прерываться периодами стабилизации или даже некоторого роста этого показателя; • долгосрочные темпы снижения энергоемкости составляют в среднем 1-1,5% в год. Для двукратного снижения энергоемкости прежде требовалось от 50-до 70 лет; • ускорению экономического роста предшествует ресурсосберегающая смена технологической базы производства. Существуют не только эмпирические, но и теоретические обоснования действия этого закона. Есть основания полагать, что его можно математически доказать в общетеоретической форме. Главным глобальным энергетическим ресурсом является не нефть, а повышение энергоэффективности! Главным средством решения мирового энергетического кризиса стало не наращивание производства какого-либо энергоносителя, а именно повышение энергоэффективности. Глобальная экономика оказалась способной выйти за "пределы роста" только благодаря замене старых технологий на более энергоэффективные. В 1974-1999 г. за счет ресурса энергоэффективности была обеспечена половина прироста мировой потребности в энергетических услугах -3,7 млрд. тнэ. Вторая половина была покрыта за счет огромных капиталовложений в увеличение добычи нефти, газа и угля, а также развития ядерной и гидроэнергетики. Вклад нефти в мировой энергетический баланс равен 3,6 млрд. тнэ. То есть в 1999 г. ресурс энергоэффективности вышел на первый план (см. рис. 2). Решение глобальных экономических и экологических задач потребует дальнейшего динамичного снижения энергоемкости! Для стабилизации концентрации парниковых газов на уровнях ниже 600 частей на миллион потребуется даже превысить исторические темпы снижения энергоемкости. Большинство специалистов сходятся на том, что в первой половине XXI века главным направлением ограничения эмиссии станет повышение энергетической эффективности, а также рост использования природного газа, а во второй половине века лидерство перейдет к применению энергетических ресурсов с низким содержанием углерода и технологиям улавливания и захоронения парниковых газов. Конечно, не все упирается только в технологии. Весьма значительны возможности снижения эмиссии парниковых газов за счет социальных нововведений и изменений в структуре потребностей и инфрастуктуре. Изменения коллективного и индивидуального поведения могут иметь значительное влияние на уровень выбросов, но требуют заметных изменений в структуре институтов и в нормативно-правовом поле. Сегодняшние схемы мотивации подталкивают к формированию ресурсоемких структур потребления и производства. Реформы, побуждающие к изменению поведения отдельных лиц и организаций, а также процессов принятия решений в таких областях как энергетическая, жилищная и транспортная политика, могут заметно расширить спектр возможностей по ограничению эмиссии. Изменение мотиваций, рост значимости нематериальных услуг и здоровой окружающей среды наряду с внедрением новейших технологий позволяют перейти к менее ресурсоемкому стилю жизни. Включение граждан в процессы принятия решений поможет обеспечить изменение общественных ценностей в направлении приоритетов устойчивого развития. Напротив, социальные программы, навязывающие такие изменения, могут встретить решительный отпор. Устойчивое ускорение темпов экономического роста в России без значительного снижения энергоемкости невозможно! Россия не является исключением: путь через пропасть кризиса к экономическому процветанию лежит через мост повышения энергоэффективности. Однако пока мы движемся в обратном направлении. После 1992 г. энергоемкость и без того неэффективной российской экономики возросла. Только в последние годы она стабилизировалась и даже начала немного снижаться. Попытки российского правительства реализовать высокие темпы экономического роста наталкиваются на сопротивление, порождаемое инерционностью таких монополизированных и низкоэффективных сфер деятельности как электроэнергетика, ЖКХ, бюджетная сфера. В этих сферах нет стимулов к снижению затрат, есть только барьеры на этом пути. В сегодняшней экономической ситуации автоматически, под действием только рыночных сил, реализуется не более 1-2% потенциала повышения энергоэффективности. Надежда на то, что все решат высокие цены, не оправдалась. В рамках существующей системы отношений эффективность использования энергии для многих групп потребителей от тарифа не зависит! Сегодня не высокий тариф является причиной высокой эффективности, а низкая эффективность является причиной высокого тарифа! Роль повышения энергоэффективности как ресурса экономического роста явно недооценивается российским правительством. В принятой в прошлом году ФЦП "Энергоэффективная экономика" на энергоэффективность выделяется только 3,6% ее общей стоимости при том, что эффективность вложений в это направление в 10-15 раз выше, чем в поддержание и увеличение производства энергоносителей. При формировании условий конкуренции производителей на рынках энергоносителей сформируется новый масштабный рынок работ по повышению энергоэффективности Снижение удельных расходов топлива на выработку электроэнергии и теплоты достигалось в основном за счет ввода новых мощностей. Показатели действующих станций и котельных после периода освоения в большинстве случаев постепенно ухудшались. Действия РЭК и муниципалитетов направлены, прежде всего, на контроль и сдерживание условно постоянных издержек производства и оказывают только ограниченное влияние на топливную составляющую в тарифе. В существующей системе есть ограниченный набор административных способов активизации механизмов повышения эффективности производства. Ограниченную пользу может принести бухгалтерский и энергетический аудит. Однако, какова бы не была квалификация аудитора, персонал станций всегда найдет возможность обосновать те или иные поправки к нормативу расхода топлива и скорректировать его в сторону увеличения. Практика подобных проверок, действовавшая ранее в системе Минэнерго, убедительно доказала это. Сегодня постепенно умирает восприятие электро- и теплоэнергетики, а также газоснабжения, как безоговорочной зоны действия механизмов естественных монополий. Во всем мире электроэнергетика, а в некоторых странах уже и теплоэнергетика, развивается в новых условиях: переход от вертикально интегрированных монополий к разделенным конкурирующим системам; от государственного финансирования в частному; от централизованного контроля к децентрализации рынков; от минимизации стоимости к минимизации риска в условиях неопределенности рыночной стоимости; от контроля за ценами к рыночным ценам; от экономии на масштабах производства и соответствующего строительства крупных единичных производственных мощностей к модульно-блочным технологиям. Еще одним важнейшим аспектом является опережающее развитие не электростанций (их у нас и по электроэнергии, и по тепловой энергии избыток), а развитие связей магистральных и распределительных сетей, позволяющих создать условия для движения энергетических продуктов, а значит, для развития конкуренции производителей энергоносителей. Необходимо найти наиболее эффективные пути реформирования систем энергоснабжения! Если, как полагают архитекторы реформы электроэнергетики, она приведет к значительному росту цен, то у предприятий отрасли не будет стимулов повышать эффективность использования топлива. Согласно сегодняшней концепции РАО "ЕЭС России", вместо конкуренции на самом деле формируется распределительная супермонополия. В итоге ожидается, что реформа приведет к резкому повышению цен. Однако конкурентные рынки в условиях значительного избытка мощностей (переход от экономики средних к экономике предельных величин) работают совсем по-другому: цена должна сначала упасть и только потом, по мере исчерпания резервов повышения эффективности и снижения затрат, она может повышаться. Введение конкуренции на рынках электроэнергии привело практически повсеместно к снижению оптовых цен и цен для конечных потребителей. В Германия введение конкуренции позволило при росте оптовых цен в 1998-2001 гг. на газ на 65%, на мазут - на 34%, на уголь - на 8% снизить оптовые цены на электроэнергию на 16%! Снижение затрат произошло под влиянием многих факторов: рост производительности труда (численность занятых снизилась на 25%), сворачивание инвестиционных программ и вывод из эксплуатации неэффективных электростанций, снижение выработки электроэнергии на ТЭЦ, но главным образом, за счет оптимизации загрузки мощностей. Объекты федеральной, областной и муниципальной собственности -огромный рынок для программ эффективного энергоменеджмента Решение проблемы задолженности и адекватное определение лимитов на энергоносители создали в 2002 г. благоприятные условия для получения реальной экономии бюджетных средств. В прошлом году правительство приняло ФЦП "Энергоэффективная экономика", в которой есть раздел "Энергоэффективность в организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы". До сих пор в этом направлении делается очень мало. Возможное снижение затрат организаций бюджетной сферы на коммунальные услуги и электроэнергию составляет 25-50%. Это реальные цифры, достигнутые на многих объектах бюджетной сферы. Сегодня только одно Министерство образования Российской Федерации ведет целенаправленную работу по реализации программы "Энергосбережение Минобразования России". В рамках этой программы создана система управления энергосбережением, включающая научно-технический совет; исполнительную дирекцию; два головных университета; 41 базовый университет, на каждый из которых приходится от 2 до 34 курируемых университетов; и сеть из 20 Центров энергосбережения. Многие из этих центров работают в сфере энергосбережения уже не один год и входят в число лидеров деятельности по повышению энергоэффективности не только в системе Минобразования, но и в целом по России. Они же являются центрами подготовки кадров для программы министерства, промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства. Созданная система управления энергосбережением доказала свою высокую эффективность. Она позволила в 1999-2001 гг. охватить основные учреждения высшего и среднего специального образования и при выделении из бюджета министерства 3,5 млн. долл. в 2001 г. мобилизовать финансовые ресурсы на программу энергосбережения в размере 9 млн. долл. Всего в 1999-2001 гг. в программу вложено 18 млн. долл. (в ценах 2001 г). Годовой экономический эффект от программы - 8,3 млн. долл. (в ценах 2001 г). Внутренняя норма рентабельности - 63%. Простой срок окупаемости - 2,2 года. С учетом финансового рычага средства федерального бюджета, выделяемые на программу, окупаются за 0,8 года. Остановлен рост объема задолженности за коммунальные платежи, и тем самым ликвидирована угроза срыва учебного процесса. На каждый рубль, выделенный на реализацию программы из федерального бюджета, привлечено 2,5 рубля из внебюджетных источников. На каждый рубль, привлеченный из федерального бюджета, в течение 5 лет получается 5 рублей экономии на коммунальных платежах учреждений образования, что высвобождает средства на повышение заработной платы в системе образования и рост ее материально-технической оснащенности. На базе созданной Министерством образования системы можно реализовывать программу эффективного энергоменеджмента не только на объектах этого министерства, но и на объектах других федеральных министерств. В США такая программа - "Федеральная программа эффективного управления энергопотреблением" - работает уже много лет. У нас ее необходимо запустить. Нормализация ситуации с коммунальными платежами формирует благоприятные условия для развития бизнеса малых ЭСКО Сдерживает их развитие отсутствие необходимой нормативно-правовой базы. Многие крупные промышленные предприятия уже сегодня разрабатывают и реализуют проекты повышения энергоэффективности. Дальнейший рост цен на энергоносители только увеличит их число. Для мелких и средних предприятий необходима консультационная помощь по разработке мероприятий по повышению энергоэффективности. Для бюджетных организаций и ассоциаций по оплате коммунальных услуг или ТСЖ необходимы не только консультанты по разработке проектов, но и исполнители сравнительно мелких, но комплексных проектов. Таким образом, сегодня формируются благоприятные условия для развития бизнеса сравнительно небольших ЭСКО. Сегодня в России нет достаточного числа компаний, способных обслужить этот нарождающийся рынок. По России разносится призыв: "Отдайте нам часть полученной экономии, и мы ее приумножим!". Значительная экономия бюджетных средств уже получена, но эффект может быть неустойчивым и оседает неизвестно где. Речь идет уже не столько о первичном выделении бюджетных ресурсов на реализацию программ повышения энергоэффективности, сколько о создании механизмов, с помощью которых уже полученную экономию можно аккумулировать для продолжения работ по повышению энергоэффективности и обеспечения материальной заинтересованности в максимизации эффекта от повышения энергоэффективности. Если в бюджете выделяются средства только на оборудование, но не на его обслуживание и стимулирование повышения энергоэффективности, то эффект может быть весьма неустойчивым. Нужны кадры, которые решат все Генеральная тенденция на энергетических рынках - рост роли потребителя: выбор услуги (заменяемость) и выбор поставщика (конкуренция). Только подготовленный потребитель может эффективно выполнить эту роль. Сегодня в России катастрофически не хватает квалифицированных кадров для эффективного управления энергопотреблением на всех уровнях. При работе на реформированных ранках энергоснабжения потребуются кадры энергоменеджеров. Это уже не просто главные энергетики, это в большей степени экономисты. Их возможные ошибки обойдутся предприятию или соответствующему бюджету очень дорого. Они должны правильно определить стратегию энергоснабжения предприятия, уметь сделать ценовую заявку на электроэнергию для каждого часа суток, заключать договора на энергоснабжение на выгодных для своего предприятия условиях, увязывать энергетический и финансовый балансы предприятия, наладить мониторинг энергопотребления и определить графики загрузки основного оборудования, иметь подготовленные меню решений и т.п. ежеквартальный бюллетень ЦЭНЭФ №35, апрель-июнь 2002 г.
г.Киев, май, 1999 года Подготовлено Ассоциацией энергосервисных компаний Украины (АЭСКО) Василий Степаненко тел.(380-612) 34-35-67, факс(380-612) 33-15-75 E-mail: Введение Настоящая записка подготовлена АЭСКО, как исходные материалы для Госкомитета по энергосбережению Украины, Украинского союза промышленников и предпринимателей и Ассоциации городов Украины. К записке прилагается . Со времени принятия Закона Украины Об энергосбережении прошло немногим менее 5 лет. За это время была создана вертикаль государственного управления энергосбережением и апробированы различные методы развития энергосбережения в Украине, в основном, административного характера. Однако, должного развития энергосбережение в Украине не получило. Основными причинами стагнации энергосбережения в Украине являются: энергонеэффективная структура основных фондов в базовых отраслях хозяйствования и несовершенная система хозяйственных отношений, тарифной политики и расчетов за энергоносители; несовершенство правовой и законодательной базы энергосбережения и отсутствие действенных экономических стимулов к сбережению энергии, как для ее производителей, так и для потребителей. Немалую долю в стагнации энергосбережения в Украине играет сложившаяся централизованная система управления энергосбережением, нивелирующая роль региональных органов государственной власти и местного самоуправления. Предлагаемый проект Постановления КМ Украины предназначен для усиления действенности властных структур в регионах и городах Украины в деле развития практического энергосбережения, а также для законодательного усиления инициатив региональных органов государственной власти и местного самоуправления в пределах действующего законодательства. 1. Принцип самоинвестирования Наиболее эффективным источником финансирования энергосберегающих проектов и программ должны быть фактически полученная экономия денежных средств от реализации этих энергосберегающих проектов и программ. Теоретически, эффективность энергосбережения ни у кого не вызывает сомнений - слишком очевидной является низкая энергоэффективность всех базовых сфер хозяйствования в Украине. Практически, сегодня в Украине (стране, находящейся в глубоком энергетическом кризисе) финансирование энергосбережения осуществляется только в частном секторе и в незначительных объемах. Этот украинский парадокс обусловлен целым рядом причин, в том числе: отсутствием реальных собственников; отсутствием оборотных средств у предприятий и хозяйств, а также высокая доля бартера в оборотах капитала; несовершенством правовых и хозяйственных механизмов, не позволяющих локализовать и присвоить прибыль от реализации энергосберегающих проектов. В немалой степени существующая ситуация с энергосбережением обусловлена отношением хозяйственников к достоверности определения будущей экономии, определяемой на основе устаревших методик расчета экономического эффекта, сформировавшихся еще при социализме (в отличие от стран Запада, где механизмы оценок будущей прибыли создавались при участии прагматичных банков и страховых компаний при наличии правовой основы возврата вложенных средств). Предлагаемый принцип самоинвестирования энергосбережения основывается на следующем: экономия средств от снижения потребления энергоресурсов (энергосбережение) или от снижения затрат на энергоносители (энергоэффективность) должна быть доказана (рассчитана) по методике, доверительной для потребителя энергии (заказчик) или для инвестора (банк и др.), как правило, на основе профессионального энергоаудита; финансирование энергосберегающих проектов должно осуществляться поэтапно, на основе реинвестирования полученных от экономии средств в дальнейшее развитие энергосбережения; фактическая экономия средств от реализации энергосберегающих мероприятий (ЭСМ) должна быть локализована на уровне показаний счетчиков и в бухгалтерских отчетах; Реализация принципа самоинвестирования должна осуществляться путем инициатив со стороны государства, в том числе, на уровне региональных и муниципальных властных структур, а именно: тарифной политики; бюджетной политики; налоговой политики; инвестиционной политики; административной политики. Сущность принципа самоинвестирования , применительно к практике применения со стороны региональных и муниципальных органов государственной власти, заключается в инициации первых этапов реализации энергосберегающих проектов на указанной выше основе с одномоментным обеспечением возврата вложенных средств и их реинвестировании в дальнейшие этапы. Двигателем энергосбережения в Украине должны стать деньги, получаемые от фактической экономии энергоносителей. Сегодня эти деньги выбрасываются в воздух, накапливаясь в объеме неплатежей и других негативных проявлениях. 2. Инфраструктура энергосбережения регионов и городов Украины на основе энергосервисных компаний (ЭСКО) Часто само название предприятия или компании говорит об ее основной деятельности. Предприятия тепловых сетей, горводоканала, газового хозяйства, горэлектросети, горэлектротранспорта являются понятными для всех стереотипами хозяйственной деятельности в коммунальной сфере. То же можно сказать о банках, страховых компаниях и т.д. - каждый может продолжить этот список общепринятых синонимов хозяйственной деятельности. Сегодня в городских хозяйствах Украины общей проблемой стало обеспечение их энергетической эффективности - затраты на энергоносители стали доминантными в бюджетах всех уровней, определяя жизнеобеспечение регионов. Модным словом стал термин энергетическая безопасность - в 80-е годы этого словосочетания не существовало и это показывает на новое качество происходящих изменений в жизнеобеспечении и хозяйственной деятельности в Украине. Во многих странах мира синонимом энергосбережения, как вида хозяйственной деятельности, является слово ЭСКО , эти компании на Западе являются стержнем сложившейся инфраструктуры энергосбережения. ЭСКО - это компании, для которых энергосбережение является основным видом хозяйственной деятельности. Так же, как крестьянин выращивает хлеб для других, ЭСКО помогают другим беречь энергию и снижать расходы на энергообеспечение хозяйственной деятельности. В функции ЭСКО, как правило, входит следующее: постоянный поиск предприятий и организаций, имеющих потери энергии; проведение энергетических аудитов для профессиональной оценки величины потерь энергии, выбор эффективных энергосберегающих мероприятий (ЭСМ) и оборудования, оценка затрат и эффективности от реализации ЭСМ, создание механизмов локализации и контроля фактической экономии средств от реализации ЭСМ; при недостатке оборотных средств у клиентов, поиск и работа с инвесторами для обеспечения финансирования ЭСМ; организация выполнения работ по реализации ЭСМ с привлечением субподрядных организаций под ключ ; контроль полученной экономии, сервисное обслуживание; Целесообразно инициировать создание ЭСКО различного типа, как на региональном и муниципальном уровне, так и на уровне базовых сфер хозяйствования регионов, руководствуясь существующими приоритетами развития экономики. Также целесообразно инициировать создание ЭСКО на акционерной основе, особенно на муниципальном уровне, с участием банков, инжиниринговых и страховых компаний. При этом целесообразно оставлять контрольный или блокировочный пакет акций ЭСКО в собственности муниципалитетов. 3. Правовое и законодательное обеспечение развития энергосбережения Практика последних 5 лет показала, что в основе стагнации энергосбережения в Украине лежит несовершенство правовой и законодательной базы. Существующее законодательство сковывает любые инициативы и лишает энергосбережение практического смысла. В большинстве базовых сфер хозяйствования страны сегодня сбережение энергии не приносит выгоды, либо полученная выгода не имеет собственника и растворяется в общем бюджете регионов, городов и предприятий, лишая энергосбережение доказательной силы. Необходимы радикальные изменения в вопросе правового обеспечения с целью перестройки хозяйственных механизмов для создания действенных стимулов энергосбережения. Предлагаемый проект Постановления КМ Украины легализует правовую и законодательную инициативу региональных и муниципальных органов государственной власти в двух направлениях: в части совершенствования Закона Украины Об энергосбережении , путем изменений статей этого Закона, с приданием ему статуса Закона прямого действия; в части создания (сегодня отсутствующей) правовой базы энергосбережения на региональном и муниципальном уровнях с учетом специфики хозяйствования и приоритетов каждого региона. В этом плане показателен опыт Польши и Российской Федерации, где местные органы власти наделены правом расширения законодательной базы энергосбережения (например, постановлением № 335 сл-28.02.95 года Челябинская областная дума приняла Закон Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Челябинской области ). Приоритетами в реформе правового и законодательного обеспечения энергосбережения должны быть следующие: изменения в налогообложении прибыли предприятий и физических лиц, полученной в результате реализации ЭСМ на основе безвозвратного налогового кредита на фиксированный срок (1-2 года) на эту прибыль при условии ее реинвестирования для дальнейшего развития энергосбережения; изменения бухгалтерской и статистической отчетности для учета инвестиций и прибыли, полученной от реализации ЭСМ; создания гарантий возврата вложенных средств для инвесторов энергосберегающих проектов на основе вексельного и залогового кредита на региональном и муниципальном уровнях хозяйствования. 4. Изменения в тарифной политике Опыт действий развитых стран Запада, особенно в период энергетических кризисов 1973-1978 гг. показывает, что тарифная политика являлась одним из наиболее действенных катализаторов энергосбережения в национальном масштабе. К сожалению, в Украине этот опыт не использован и тарифная политика формирования цен на энергоносители на центральном и региональном уровнях не способствовала развитию энергосбережения в стране. Целесообразно расширить номенклатуру существующих тарифов на энергоносители и внести изменения в их структуру с целью развития энергосбережения в базовых сферах хозяйствования Украины. Основным принципом ввода новых тарифов должен быть добровольный выбор потребителя энергоносителей. 4.1. Изменение структуры тарифов Одним из традиционных способов финансирования энергосбережения для большинства стран Европы и США являлось использование средств потребителей энергии - здесь нет новизны, и не требуется доказательств. Самым мощным инструментом реализации этого принципа является включение в структуру тарифов на энергоносители целевой составляющей на финансирование ЭСМ. Величина этой составляющей (от 3 до 10%) определяется с учетом национальной и региональной потребности (планов и программ) в финансировании энергосберегающих проектов. Возражения оппонентов в части предлагаемых изменений в тарифной политике сводятся к тому, что реальное денежное обеспечение платежей за энергоносители невелико и на энергосбережение живых денег не хватит. Непонятны также механизмы сбора средств на энергосбережение и их распределения. Возражения оппонентов сводятся также к тому, что затраты на энергосберегающие проекты носят разовый характер, требующие долговременного накопления из тощих ручейков поступлений и, следовательно, выводу части живых денег из оборота. На самом деле эти возражения лишены смысла, так как в украинской действительности вполне применим накопленный опыт стран Запада. Каким бы ни было поступление денег за энергоносители, поступление живых денег в аккумулирующие фонды энергосбережения должно быть пропорциональным (т.е. это процент от поступлений). Кроме того, потребитель энергии может накапливать эту часть платежей в своем фонде на реализацию собственных мероприятий по энергосбережению. При этом, расходование этих средств должно осуществляться под контролем государства, где потребитель обязан гарантировать получение фактической экономии в результате внедрения ЭСМ (иначе, не целевое и безрезультатное расходование средств должно приводить к их изъятию в бюджет государства). Механизм сбора денежных средств также прост: при платеже за потребленные энергоносители, потребитель осуществляет два платежа - энергоснабжающей организации (основная доля тарифа) и в тот фонд, который определялся государством, как целевой и аккумулирующий (муниципальный, региональный или локальный (собственный). Для потенциальных инвесторов энергосберегающих проектов (банки, финансовые корпорации и т.д.), которые заинтересованы в эффективном и долгосрочном вложении средств именно структурные изменения тарифной политики цен на энергоносители создают гарантии возврата инвестиций. Таким образом возможны два варианта финансирования ЭСМ - на накопительной (аккумулирующей) основе и на основе целевых кредитных линий с гарантированным возвратом средств на долгосрочной основе из текущих поступлений. При этом, основным параметром является гарантированный срок возврата инвестиций. Результатом изменения структуры тарифов цен на энергоносители будет множество самовозобновляемых механизмов самоинвестирования энергосберегающих проектов, регулируемых совокупностью интересов потребителей энергии и государственных органов власти. 4.2. Дифференциация тарифов Вторым ключевым инструментом сбережения энергии и защиты окружающей среды в тарифной политике стран Запада являлась дифференциация тарифов. Проблема неравномерного потребления электроэнергии на суточном и сезонном интервалах была блестяще решена вводом тарифов, дифференцированных по зонам суток и сезонам года. В результате снизились затраты на производство электроэнергии, возросла надежность работы энергосистем за счет увеличения доли базиса. Сильнее всего выиграли потребители, которые снизили свои платежи за электроэнергию в результате маневра мощностями. Сильным стимулом для потребителей к переходу с расчетного учета на приборный учет было снижение тарифа за энергоносители для тех потребителей, которые установили приборы учета (на 20-30%). Общемировая статистика фиксирует снижение потребления энергоносителей на 20-30% при переходе с расчетного на приборный учет. Косвенным результатом подобной дифференциации тарифов стало развитие приборной индустрии в странах Запада (без выделения бюджетных средств, целевых комплексных программ, постановлений и других детищ социализма). И потребители энергии сами выбирали - ставить счетчик или платить больше. Дифференциация тарифов по уровням потребления позволяет реализовать политику энергосбережения при наличии приборного учета расхода энергоносителей (особенно в условиях дефицита того или иного вида энергоносителя). Одновременно, решается задача дотации малоимущих слоев населения путем ввода льготного тарифа при соблюдении минимальных нормативов потребления. Опять следует отметить, что указанная дифференциация тарифов по уровню потребления в странах Запада привела к большим темпам роста производства энергосберегающей техники и материалов (лампочки, холодильники и др.) без вмешательства государства, так как даже богатые граждане не хотят платить больше и выбирают при покупке энергосберегающую технику и приборы. 4.3. Тарифы на основе предоплаты Неплатежи за энергоносители в Украине давно стали критической проблемой, угрожающей целостности и независимости нашего государства. Существенным рычагом для уменьшения объемов неплатежей могут стать тарифы на основе предоплаты. Сегодня энергетики (регионы, государство) по сути кредитуют потребителей энергии, которые несвоевременно оплачивают свои долги за потребленные энергоносители. Тарифы на основе предоплаты качественно изменяют ситуацию - потребители начинают кредитовать энергетиков. Естественно, что тарифы на основе предоплаты должны быть ниже существующих на 20-30%. Переход на тарифы по предоплате без затруднений обеспечивается и при приборном, и при расчетном способе учета. Обязательным условием должна быть добровольность выбора самого потребителя энергии. 4.4. Методика ввода новых тарифов в действие Прежде всего, методические материалы по изменению тарифной политики на электроэнергию и газ на центральном и муниципальном уровнях должны быть разработаны или согласованы с Национальной комиссией по регулированию электроэнергетики Украины. Новые (дополнительные) тарифы на тепловую энергию, горячую и холодную воду, стоки могут вводиться в действие по инициативе региональных органов государственной власти вместе с органами местного самоуправления (по согласованию и при методической поддержке НКРЭ). Новые тарифы не должны отменять действующие (кроме случаев изменения структуры тарифов) и их ввод в действие должен быть основан на добровольном выборе потребителей энергии. 5. Аккумулирующие фонды энергосбережения В Украине было сделано множество попыток создать аккумулирующие фонды энергосбережения, как на центральном уровне (Государственный фонд энергосбережения), так и на региональном и муниципальном уровнях. Однако на практике все фонды оказались недееспособны. Основной причиной их недееспособности стало отсутствие правовой и логически непротиворечивой основы для их наполнения, а также несовершенство механизмов использования аккумулируемых денежных средств (первые фонды энергосбережения никакой отдачи не дали и тихо скончались). Сами субъекты хозяйствования не были заинтересованы в создании собственных или корпоративных фондов энергосбережения из-за отсутствия правовой основы таких фондов. Западный опыт развития энергосбережения показывает на дееспособность и значительную роль таких фондов. Этот опыт полностью наследован странами Восточной Европы, например, Польшей (Фонд энергосбережения Польши, FEWE). Маленькие и большие, национальные и региональные фонды энергосбережения эффективно работают в этих странах (в отличие от Украины). 5.1. Что явилось основой эффективной работы негосударственных фондов энергосбережения в странах Запада и Восточной Европы Очевидными являются следующие факторы: протекционизм со стороны государства (налоговые льготы, правовой статус) при наличии контроля целевого использования средств фондов; децентрализация и открытость фондов, позволяющая осуществлять их создание на центральном, региональном, муниципальном или локальном уровнях; целевое использование средств фондов для реализации энергосберегающих проектов и программ (без жесткого контроля со стороны государства этого бы не произошло); умелое администрирование в структурах фондов, в том числе осуществление гарантий возврата инвестиций; активная международная политика и привлечение средств зарубежных инвесторов и финансовых корпораций и организаций. 5.2. Основные принципы создания аккумулирующих (инвестиционных) фондов энергосбережения в Украине Легализация на правовой основе принципа множественности фондов энергосбережения в Законе Украины Об энергосбережении . Целесообразно создать правовую основу для деятельности следующих видов фондов: региональных; муниципальных; локальных (предприятий и организаций). Паевой принцип создания фондов без образования юридического лица (см. ). Принцип приоритета локальных фондов. Реализуется путем отсрочки на 2-5 лет платежей по налогу на прибыль средств, инвестируемых инвестором (банком) или собственником в реализацию энергосберегающих проектов. По сути, источником наполнения локальных фондов является налоговый кредит со стороны региона или государства в высокоэффективные проекты с целью увеличения оборота капитала и повышения рентабельности предприятий. Естественно, давая банку или собственнику налоговый кредит, властные структуры вправе оговаривать и контролировать целевое использование средств и эффективность реализуемых проектов. Принцип тождественности прав отечественных и зарубежных инвесторов и учредителей фондов энергосбережения. Револьверный принцип использования средств фондов. Средства, вложенные из фонда и создающие экономию, должны восполняться и увеличивать наполнение фондов за счет этой экономии. На Западе такие фонды называются револьверными . 6. Бюджетная политика Принципиальным отличием бюджетной политики (на всех уровнях) в Украине от стран Восточной Европы является отсутствие расходных статей на снижение потерь энергоресурсов и, как следствие, отсутствие источников финансирования энергосбережения. Возражения оппонентов сводятся к утверждениям о невозможности в существующих условиях бюджетного финансирования энергосберегающих проектов из-за его дефицита, когда бюджетных средств не хватает на самые необходимые нужды. Энергообеспечение регионов, городов, районов является основой их жизнеобеспечения. То же самое относится к жизнеобеспечению бюджетных и приравненных к ним организаций и предприятий. Потери энергии в результате отсутствия систематических энергосберегающих мероприятий (ЭСМ) сегодня являются основным источником дефицита бюджетов всех уровней. Эти потери нельзя снизить, не понеся начальных затрат - это аксиома. 6.1. Первые этапы реформы бюджетной политики Самым первым этапом должна быть оценка величины неэффективных затрат на энергоснабжение бюджетных организаций, дифференциация энергосберегающих мероприятий (ЭСМ), оценка требуемых затрат и сроков окупаемости проектов - т.е. произведение плановых энергетических аудитов. Финансирование энергоаудитов должно быть предусмотрено бюджетом. На основе результатов энергоаудитов должна быть разработана программа (план реализации) энергосбережения. При отсутствии оборотных средств на реализацию ЭСМ целесообразно использовать кредитные ресурсы отечественных и зарубежных финансовых организаций с одномоментным созданием гарантий возврата вложенных средств без участия государства (т.е. на региональном, муниципальном и локальном уровнях). Этот простой путь был успешно пройден странами Восточной Европы, в результате чего достигнуто значительное (30-40%) снижение энергопотребления и уменьшена нагрузка на бюджеты всех уровней. Основой успеха в экономии энергоресурсов являлись профессиональные энергоаудиты. 6.2. Бюджетная политика и фонды энергосбережения Существующий сегодня принцип формирования годовых бюджетов регионов, городов, районов, предприятий и организаций на основе календарного года не позволяет получить (локализовать) экономию средств от снижения потребления энергоресурсов с целью ее дальнейшей реинвестиции. Фонд энергосбережения позволяет изменить существующую консервативную схему денежных потоков, расщепляя полученную экономию на две части: остающуюся в распоряжении потребителя энергии; направляемую на восполнение затрат на энергосберегающие мероприятия и реинвестируемую (накапливаемую) на будущие энергосберегающие мероприятия. Стабилизация тарифов на договорной период (период реализации энергосберегающих мероприятий) позволяет осуществлять бюджетное финансирование коммунальных и государственных предприятий и организаций на новой основе; 1-й этап (на примере муниципального бюджета): Финансирование энергоаудитов и стартовых энергосберегающих мероприятий (прямое финансирование из муниципального бюджета, либо на основе заемных средств). Реализация энергосберегающих мероприятий и достижение момента экономии средств за счет сбережения энергии. 2-й этап (договорной период): Платежи из бюджета осуществляются двумя частями: на энергообеспечение потребителей энергоресурсов (школа, больница и т.д.); в фонд энергосбережения (разница между старыми и новыми (уменьшенными) платежами на энергообеспечение). Средства фонда используются для накопления на новые энергосберегающие мероприятия либо на возврат заемных средств. /3-й этап: Снижение бюджетных платежей на энергообеспечение. (При этом накопленные средства фонда от экономии реинвестируются в новые проекты ( револьверный принцип) и продолжают работать). 6.3. Бюджетная политика и демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности Очевидным фактом является невозможность больших капитальных вложений и развитие энергосбережения рывком - предлагаемые реформы основываются на поэтапном развитии по принципу больше экономии средств от сбережения энергии -больше инвестиций в энергосбережение . Целесообразно формирование бюджетной политики с целью поддержки демонстрационных зон высокой энергетической эффективности. Кумулятивное вложение средств в комплексные энергосберегающие проекты (освещение, теплоснабжение, электроснабжение) в локальных зонах хозяйствования (участок или цех промышленного или коммунального предприятия, микрорайон или район города или региона (области) позволяют создать эффект сравнения. Особенно контрастными (и экономически эффективными) являются проекты для безнадежных (в смысле энергетической эффективности) субъектов хозяйствования. Как правило, реализация подобных проектов требует изменения правовых, хозяйственных, экономических и иных норм, существующих сегодня. Такие проекты целесообразно осуществлять в порядке эксперимента в рамках создания демонстрационных зон высокой энергетической эффективности с целью отработки базовых механизмов и тиражирования полученного опыта. Главной цепью формирования бюджетной политики должно быть эффективное вложение средств с последующим снижением бюджетных дотаций. Вывоз строительного мусора контейнерами и газелями: ознакомиться, быстро и качественно Новая страница 1. Российский газ для европейских п. Факельное шествие. С. Многофункциональный счётчик тепл. Главная страница -> Переработка мусора |