Главная страница ->  Переработка мусора 

 

Из выступления заместителя дирек. Вывоз мусора. Переработка мусора. Вывоз отходов. Строительство


В.Цхвледиани

 

Сенсационная новость о том, что Украина может зарабатывать около $30 млн. в год на продаже квот выброса в атмосферу вредных газов, несколько дней назад пробежала по всем средствам массовой информации. Еще один источник пополнения бюджета чиновники откопали после вступления в силу с 16 февраля 2005 года Киотского протокола, в соответствии с которым устанавливаются квоты на вредные выбросы в атмосферу для различных государств пропорционально численности их населения. Чтобы понять, насколько такой заработок реален, необходимо углубиться в историю вопроса:

 

Подарок для бедных

 

Киотский протокол вызывает откровенные возражения со стороны экономически развитых государств. Однако большинство из них его подписали. В сущности, протокол открывает значительные перспективы для экономически слаборазвитых государств неплохо заработать на торговле отведенными их странам квотами на выброс вредных отходов. Под торговлей квотами, предусмотренной документом, подразумевается переуступка прав на выбросы парниковых газов (ПГ) в атмосферу. Если кто не в курсе, ПГ - это такие газообразные составляющие атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают инфракрасное излучение и включают диоксид углерода, метан, закись азота, гексафторид серы, гидрофторуглероды с перфторуглеродами и т. п.

 

Документ составлен так, что какой-нибудь Непал или Бутан, в котором отродясь не было никакой индустрии и вряд ли в обозримом будущем появится, имеет примерно такие же квоты на выброс вредных веществ, как соответствующие им по населению Голландия или Дания. Понятно, что в их интересах - купить квоту у Непала, а в интересах того же Непала эту квоту продать и немного на этом заработать.

 

Не торопятся присоединиться к Киотскому протоколу США. И это понятно, поскольку нет такой вредоносной позиции , по которой американцы не превысили бы теоретически выделяемых им в случае присоединения к Киотскому протоколу квот. А значит, Вашингтону придется тратить огромные деньги на их покупку. Интересно, что присоединение к Киотскому протоколу крайне невыгодно и для стран с холодным климатом и развитой тепловой энергетикой, которые просто вынуждены отапливаться (а в процессе горения, как известно, образуются парниковые газы). Скажем, страдать от Киотских ограничений будет Финляндия. По самым оптимистическим прогнозам, расходы финской промышленности вырастут на 400 миллионов евро ежегодно, и наилучшим средством их сдерживания станет строительство еще одной атомной электростанции. Не случайно присоединение к Киотскому протоколу Российской Федерации вызвало ожесточенные споры среди ученых, в которых превалировали отрицательные оценки последствий.

 

В целом же в мировом масштабе положительным фактором внедрения квот Киотского протокола станет борьба за чистоту окружающей среды. При этом, конечно же, в экономически развитых государствах промышленные выбросы вследствие борьбы за экологию всяческих зеленых движений уменьшаются, но зато резко увеличиваются выбросы от сжигания бытовых отходов. Таким образом, экономически развитым государствам необходимо как-то расширить квоты, и сделать это они могут, купив недостающие объемы квот у слаборазвитых государств. Вот тут-то у некоторых наших государственных деятелей разгораются глаза.

 

Украинский интерес

 

Надо сказать, что в Украине климат, мягко говоря, несколько холоднее, чем на Таити. И тепловая энергетика у нас дает до половины вырабатываемой электроэнергии. Не говоря уже о том, что зимы у нас ненамного теплее, чем в Финляндии, а теплосбережение - гораздо хуже.

 

И все же, по мнению некоторых чиновников, Украина может неплохо заработать на торговле выделенными ей квотами. Так, заместитель председателя Госкомитета по жилищно-коммунальному хозяйству Орест Лотоцкий заявил, что продажа квот на выбросы от сжигания метана способна принести в казну $30 млн. в год. Попробуем проанализировать, на чем базировался такой расчет.

 

Как известно, чем богаче страна, тем больше в ней перерабатывается мусора. В Украине цивилизация еще не достигла такого уровня, когда образуются огромнейшие массы твердых бытовых отходов, которые необходимо утилизировать (в частности сжигать). Посему существует зазор между реальными объемами сжигания мусора (и выбросами вследствие этого метана) и квотами. На этом зазоре и попытаются заработать причастные к торговле квотами чиновники.

 

Наибольший интерес к вопросу приобретения украинских квот в рамках Киотского протокола проявляют Дания и Голландия. Так, датчане в течение предыдущего года вели подготовительную работу, рассылали анкеты городам и предприятиям, и сегодня уже получили предварительное согласие на продажу квот от 12 городов. В рамках таких договоров предусматривается, что на полигонах хранения твердых бытовых отходов устанавливается специальная система отсоса газа метана, который там образуется, и дальнейшего его сжигания. При этом рассматриваются также различные проекты, в частности, получение тепловой и электрической энергии. Таким образом, Украина теоретически может развернуть бойкую торговлю квотами.

 

Однако сложность представляет вопрос, сколько все-таки реально выбрасывают в атмосферу вредных веществ наши загрязнители . И тут начинается самое интересное. Официальные данные свидетельствуют, что по выбросам в атмосферу наша страна значительно отстает от развитых европейских государств. Впрочем, люди, живущие в промышленных центрах Украины и вынужденные дышать этими выбросами, так сказать, не могут делать бизнес на торговле квотами реально. Это возможно лишь в случае занижения количества вредных выбросов в атмосферу. Правда, транснациональная бюрократия уже нашла противоядие от такого поведения национальных борцов за чистоту окружающей среды. И здесь Украина может попасть в своеобразную экологическую квотовую ловушку: чтобы продать квоту - нужно пройти экспертизу. А чтобы пройти экспертизу, нужно заплатить деньги.

 

При этом результаты анализов не всегда могут оказаться для нас огорчительными, учитывая уплаченную за них сумму. Международная экологическая экспертиза в ходе борьбы за экологию в глобальном масштабе постепенно приобретает черты жесткой наднациональной надзорной структуры, которая беспощадна к локальным национальным интересам отдельных государств и по своей строгости ненамного уступает знаменитой FATF, которая борется с отмыванием грязных денег. Поэтому вокруг продажи квот уже в ближайшем будущем могут возникнуть многочисленные коррупционные скандалы. Более того, легко проданные за живые деньги квоты могут дорого обойтись экономике страны, вплоть до закрытия со временем стратегических предприятий, не вписывающихся в оставшиеся после массовой распродажи куски . Ведь одно дело, если квоты продает какая-нибудь Бурунди, где промышленность отсутствует как явление и топить зимой хижины банановыми листьями незачем. И другое дело - Украина, являющаяся индустриальной державой и расположенная в достаточно прохладном климате.

 

Представим такую гипотетическую ситуацию: Украина распродала квоты, оставила себе по минимуму, а между тем экономический рост продолжается, и, скажем, та же Криворожсталь решает нарастить производство, однако квота превышается. Или еще хуже: приезжает на комбинат международная экологическая комиссия, выясняет, что де-факто комбинат уже давно превысил все квоты, и просто закрывают какое-нибудь производство как не вписывающееся или заставляют докупить квоты втридорога. А если в Украине случится холодная зима и одновременно в ремонте будут находиться несколько энергоблоков на АЭС, мы опять можем не вписаться в квоты.

 

Правда, международной экологической бюрократии, судя по всему, на первом этапе будут на руку всевозможные прегрешения украинских чиновников. Ведь на самом деле наша страна выбрасывает очень много вредных веществ. А учитывая наше желание интегрироваться в Европу, может возникнуть требование к Киеву согласиться на комплексную экологическую экспертизу всех потенциально грязных объектов. И тут достаточно одной-двух острых публикаций в западной прессе об экологически грязной Украине , чтобы вопрос о сроках начала переговоров о возможном членстве Украины в ЕС вновь отложили на дальнюю полочку , требуя новых уступок от украинского правительства.

 

Вместо послесловия

 

Как мы уже выяснили, к бизнесу на квотах нужно относиться очень осторожно. С политической точки зрения, очень опасным является потенциальный скандал, который может возникнуть, если окажется, что украинское правительство торговало квотами, занижая реальные объемы выбросов. Это даст для экологически озабоченной евробюрократии железный козырь, чтобы в очередной раз указать Украине на ее место под солнцем. В экономическом плане международный экологический контроль и прохождение всяких экспертиз - довольно дорогостоящее удовольствие, которое в итоге может привести к закрытию тех или иных предприятий.

 

 

О законодательном обеспечении государственной политики
в сфере энергосбережения и повышения эффективности
российской экономики

 

Действующий Федеральный закон от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении» регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

 

На новом этапе развития страны необходимо повышение динамики работ в области энергосбережения, что требует совершенствования законодательной базы.

 

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от

 

17 марта 2003 года № ХВ-П9-02983 Минпромэнерго России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработало концепцию проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении».

 

В основе законопроекта заложена идея совершенствования действующих и введение принципиально новых механизмов правового регулирования в сфере энергосбережения, призванных обеспечить экономическое стимулирование реализации энергоэффективных программ производителями и потребителями электрической и тепловой энергии, с учетом структурных преобразований, осуществляемых в электроэнергетической отрасли.

 

Целью законопроекта является обеспечение легитимной основы для разработки и реализации мер финансового, технического и организационного характера, направленных на достижение в достаточно короткие сроки оптимального уровня энергоэффективности как отдельных хозяйствующих субъектов, так и экономики в целом.

 

Предполагается, что выявленные проблемы смогут быть решены за счет выделения в законопроекте ряда базовых принципов государственной политики в области энергосбережения, при этом каждому из таких принципов будут соответствовать конкретные механизмы реализации, также определенные в законопроекте. К числу таких принципов и механизмов относятся:

 

1) Разграничение полномочий в сфере энергосбережения между федеральным и региональным уровнями власти. Особый акцент сделан на приоритетной роли региональных властей, наделяемых конкретными полномочиями по стимулированию энергоэффективных проектов как производителей электрической и тепловой энергии путем проведения специальной тарифной политики, так и потребителей в части организации специальных институтов (фондов) энергосбережения и контроля за эффективностью их деятельности. К федеральному уровню относятся разработка и контроль за выполнением федеральных программ, а также установление и контроль за соблюдением технических параметров стандартов, нормативов и т.д. Кроме того, возможно введение в законопроект положения о необходимости согласования региональных программ энергосбережения Правительством Российской Федерации либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

2) Экономическая основа энергосбережения. Обеспечение самоокупаемости затрат на выполнение энергоэффективных проектов, включенных в федеральные, региональные программы энергосбережения. Четкое указание на то, что по мере развития конкурентных отношений в энергетической отрасли объем государственной финансовой поддержки энергоэффективных проектов будет сокращаться, поскольку эффект от реализации подобных проектов, приносящий в конечном итоге экономическую выгоду не государству как субъекту правоотношений, а производителям и потребителям энергии, в условиях развитого рынка должен обеспечиваться за счет их собственного финансирования. Исключение делается только для бюджетных потребителей, для которых государственное финансирование является единственной возможностью практического осуществления энергосберегающих проектов. Соответственно, особо указывается на обеспечение государством стимулирования энергосбережения в бюджетной сфере с использованием бюджетных и внебюджетных средств, с целью оснащения потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов для повышения эффективности работы по экономии топлива и энергии. Кроме того, положениями законопроекта предусматривается проведение обязательного энергоаудита организаций, финансируемых за счет бюджетных средств, с целью обеспечения контроля государства как собственника за расходованием энергетических ресурсов.

 

3) Создание рынка компаний, предоставляющих услуги по реализации энергосберегающих проектов. Имеется в виду рынок компаний, профессионально специализирующихся на обеспечении программ энергосбережения конкретных заказчиков-потребителей (возможно производителей) и подрядным способом выполняющих весь комплекс необходимых мероприятий (научные разработки, техническое задание, закупка и установка оборудования). При этом в законопроекте указывается, что условием соответствующего договора подряда будет положение, в соответствии с которым полная оплата по договору будет возможна только с момента фактического снижения объемов потребления заказчика, отраженного в соответствующих финансовых документах. Поддержка государства в такой ситуации выражается в предоставлении инвестиционных налоговых кредитов, а также в предоставлении гарантий погашения и обслуживания частных кредитов.

 

4) Содействие расширению производства и реализации оборудования, отвечающего современным требованиям энергоэффективности. Введение специализированных институтов (государственных и (или) независимых), уполномоченных на проведение экспертизы энергоэффективности оборудования, производящего и потребляющего электрическую и тепловую энергию, и по ее результатам на выдачу специальных паспортов (сертификатов, товарных знаков), подтверждающих энергоэффективность данного оборудования.

 

5) Взаимосвязь решений экологических и энергосберегающих программ. Реализация государственной системы экономических поощрений и санкций, применяемых к производителям и потребителям электрической и тепловой энергии.

 

6) Определение дополнительных мер экономического характера, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.

 

Предполагается, что перечисленные выше принципы и методы могут быть реализованы в рамках законопроекта.

 

Разработка законопроекта внесена в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2005 год с представлением законопроекта в Правительство Российской Федерации в ноябре 2005 года и внесением законопроекта в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации в декабре 2005 года.

 

В минувшем году общие затраты на реализацию мероприятий подпрограммы «Энергоэффективность в сфере потребления» составили 9925,5 млн. рублей (130% по сравнению с 2002 годом), в том числе за счет средств федерального бюджета — 44,4 млн. рублей, за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 2712,0 млн. рублей, за счет внебюджетных источников — 7169,1 млн. рублей.

 

Полностью освоены государственные капитальные вложения в объеме 35,0 млн. рублей.

 

В процессе реализации мероприятий подпрограммы в минувшем году каждый бюджетный рубль привлек 161,5 рубля привлеченных средств из внебюджетных источников против 103,0 рубля в 2002 году и против 32 рублей в 2001 году.

 

За период реализации мероприятий в рамках этой подпрограммы в 2002–2003 годах получена экономия ТЭР в объеме 50–60 млн. т у.т.

 

Цена вывоза строительного мусора область ссылка. Вывоз строительного мусора цены.

 

Только 7-10 процентов электроста.
Энергоэффективность в действии.
Электростанция комбинированного.
Газовая утилизационная бескомпре.
Технологии интернет во встраиваемых системах.

 

Главная страница ->  Переработка мусора 

Реклама
Hosted by uCoz