Главная страница ->  Переработка мусора 

 

Публикации о деятельности. Вывоз мусора. Переработка мусора. Вывоз отходов. Строительство


Игорь Башмаков

 

Энергосбережение может решить проблему недостающих мощностей

 

Удельные расходы на производство электроэнергии на всех российских ТЭЦ (включая промышленные).
Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ)

 

Об авторе: Игорь Алексеевич Башмаков - кандидат экономических наук, исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ).

 

Неспособность наращивать производство и мощности, удорожание строительства и нехватка природного газа для новых объектов не позволяют быстро решить проблему энергодефицита.

 

На 2006 год планировался рост спроса на электроэнергию на 2%. За первые 9 месяцев 2006 года прирост потребления электроэнергии в стране составил 4,6%, в Московской энергосистеме – 6,4%, а в Тюменской – 10%. Объемы прогнозных запасов природного газа в России гипнотизируют многих. Однако их из недр еще нужно извлечь и транспортировать до потребителей. И то и другое требует огромных вложений.

 

В итоге дефицит газа и электрической мощности, как эпидемия, распространяется по все большему числу регионов и уже стал фактором, определяющим «пределы роста». Дефицит энергии – результат не только высоких темпов экономического роста, но и низкой эффективности использования газа, электрической и тепловой энергии. Россия не Америка не потому, что платит «цену холода», а потому, что платит высокую цену низкой энергоэффективности. Высокая энергоемкость – это наследство плановой экономики, от которого за 14 лет так и не удалось избавиться. В любой плановой экономике энергоресурсы используются гораздо менее эффективно, чем в рыночной, независимо от климата и размера страны. В последние годы изменилась модель экономического роста: от наращивания производства товаров и услуг за счет повышения загрузки производственных мощностей, построенных еще в советские годы, к необходимости масштабного строительства новых мощностей. Важным свойством перехода к этой модели является замедление снижения энергоемкости ВВП, а значит – ускорение роста спроса на энергию.

 

Все установки или объекты можно разделить на три группы: желтая – самые энергоэффективные из действующих в России; оранжевая – установки или объекты, которые являются приемлемыми по уровню энергоэффективности в первые два десятилетия XXI века; красная – установки или объекты с недопустимо низким уровнем энергоэффективности. Потенциал оценивается как результат «сбривания» красно-оранжевой «горы неэффективности» за счет замены или модернизации объектов. На рисунках он показан для ТЭЦ и жилых домов. В 1973–2004 годы за счет повышения энергоэффективности потребность глобальной экономики в энергии снизилась на 5 млрд. т нефтяного эквивалента, что превысило прирост производства всех вместе взятых энергетических ресурсов в эти годы. В России сложилась такая же ситуация. Если потенциал наращивания производства энергоресурсов равен только 100–200 млн. т.у.т, то потенциал энергосбережения составляет 370–390 млн. т.у.т. То есть ресурс повышения энергоэффективности в России в 2–4 раза превышает ресурс наращивания производства энергоресурсов!

 

Высокие риски низкой энергоэффективности

 

Экономический подъем в «русские горки неэффективности» просто невозможен, это все равно как бегать на 100 метров с тяжелой гирей на ногах. Низкая энергоэффективность порождает серьезные риски, к числу которых следует отнести: угрозы торможения экономического роста и снижения экспорта энергоносителей, а значит, и неспособность выполнять геополитическую роль надежного поставщика энергетических ресурсов; снижение энергетической безопасности России из-за снижения технической доступности услуг газо- и электроснабжения; снижение шансов на успешную реализацию национальных проектов (рост платы за подключение к объектам инфраструктуры); снижение конкурентоспособности российской промышленности; ускорение инфляции за счет роста цен на газ, электроэнергию и тепло; рост нагрузки на семейные бюджеты и заступ за пороги платежной способности; рост нагрузки на городские, региональные и федеральный бюджеты; высокий уровень загрязнения окружающей среды и эмиссии парниковых газов.

 

Наращивание производства и энергетических мощностей требует огромных средств. Неспособность быстро их мобилизовать, удорожание энергетического строительства, нехватка природного газа для обеспечения топливом вновь вводимых объектов не позволят быстро решить проблему энергодефицита.

 

Сколько стоит ресурс энергоэффективности?

 

Рассмотрим только два примера. Пиковая мощность в Московской энергосистеме растет на 60 МВт при росте ВРП Москвы и Московской области на 1% и на 130 МВт при понижении температуры самой холодной пятидневки на 10С. Спрос на пиковую мощность является функцией эффективности использования не только электроэнергии, но и тепловой энергии (использование электрообогревателей мощностью не менее 1000 МВт для компенсации потери теплового комфорта за счет неадекватной работы системы теплоснабжения малоэффективных российских жилых и общественных зданий в самые большие холода прошлой зимы). Комплексное утепление окон стоит 30 долл. на одно окно и позволит выключить электрообогреватель мощностью 1 кВт. То есть купить 1 кВт неэффективной мощности у домохозяйства стоит 30 долл., а не 1000–2000 долл., как при новом строительстве. Второй пример. Доплата потребителям или продавцам за покупку одной компактной люминесцентной лампы 27 руб. позволяет высвободить мощность лампы накаливания, равную 49 Вт, или обходится в 20 долл./кВт. Только утепление окон и замена части ламп накаливания на энергоэффективные лампы высвободит в Московской энергосистеме не менее 1350 МВт, достаточных для обеспечения экономического роста в регионе в течение трех лет без строительства пиковых мощностей. На это потребуется 37 млн. долл., а на аналогичное новое строительство мощности потребовалось бы 1350–2700 млн. долл. Разница огромная. Возможностей покупки неэффективной пиковой мощности у потребителя очень много. Их нужно использовать. Выгода взаимная. Энергосистема в часы максимума нагрузки несет убытки. Они сокращаются. Рост пиковой нагрузки на 1% приводит к росту суммарных затрат на производство электроэнергии на 10%. Поэтому снижение потребности в пиковых мощностях тормозит рост тарифов. Бытовой же потребитель, утеплив квартиру и отказавшись от электрообогревателя, может экономить 10–40 тыс. руб. в течение 5 лет. На эти деньги можно купить много хороших вещей.

 

 

Игорь Башмаков

 

Наша деятельность открыта для жителей и журналистов. Мы всегда готовы ответить на любой вопрос.

 

КРИТИЧЕСКОЕ МНЕНИЕ
Руины предсказаний

 

Вчерашний здравый смысл часто кажется наивным сегодня. Отчасти поэтому очень редко проводится анализ корректности прогнозов. Энергетическая стратегия России в разных ее редакциях (1992, 1995, 2000 и 2003 годов) не успевала выполнить не только стратегическую, но даже тактическую функцию прежде, чем превращалась в руины. Обрушение Стратегии образца августа 2003 года началось сразу после (а точнее, еще до) ее принятия. Не успели высохнуть чернила на распоряжении правительства, как стратегия развития сектора российской экономики, который предназначен стать надежным топливным баком глобальной экономики и генератором нефтегазодолларов для российской, стала обваливаться.

 

Представление о том, как выглядят отдельные ее руины, дают три простых примера. Прирост добычи нефти на 2003-2005 годы был определен в диапазоне от 0 до 24 млн т, а он составил 49 млн т, потребление газа в России уже в 2004 году оказалось на уровне, определенном Стратегией на 2020 год, цена нефти Urals не упала до $18-22 за баррель в 2005 году, а, напротив, выросла до $50.

 

Нет одной дороги в будущее. Стратегия должна показывать спектр возможных траекторий, их риски и способы нейтрализации. С этим не справилась ни одна версия.

 

Что было В основном благодаря усилиям частного сектора удалось увеличить производство энергоносителей в 1999-2004 годах. А все редакции Стратегии призывали сохранить привычную для их разработчиков и заказчиков картину почти полного государственного контроля над энергетикой. На практике эта задача была решена в 2004-2005 годы: создан энергетический рынок под полным контролем государства за его финансовыми потоками, а через них и за всей жизнью в стране. Страна села на иглу нефте- и газодолларов. Управление экономикой стало более централизованным, а управляемость – уменьшилась. Обратное огосударствление нефтегазового сектора привело к прекращению роста добычи нефти и газа и снижению экономической эффективности отрасли, что подрывает претензии страны на статус гаранта глобальной энергобезопасности. Предполагается, что этот статус должен обеспечиваться комплексом мер активного межгосударственного регулирования в области энергетики. То есть принципы, подходы и даже куски текста Стратегии теперь переносятся в выступлениях высокопоставленных лиц уже на глобальную энергетику. На фоне либерализации энергорынков, которая разворачивается в мире в последние 15 лет, для многих это звучит несколько странно.

 

Стенобитная машина отката крушила все Стратегии руками как заказчиков, так и исполнителей. Отсутствие конкуренции мнений при их разработке снижало их качество и полезность. В стране, которая претендует на роль энергетической державы, нет современных моделей ни глобальной, ни российской энергетики. Нет возможности оценивать воздействие ситуации на глобальных энергетических рынках на экономику и энергетику России, и наоборот. Месть приоритета Повышение энергоэффективности во всех версиях Стратегии объявлялось важнейшим приоритетом. И энергоемкость ВВП (расход энергии на единицу ВВП) в последние годы действительно снижалась. Это вселило энтузиазм в российских чиновников. Однако при росте добычи нефти и газа ВВП растет быстрее энергопотребления, значит, энергоемкость падает. Как только рост добычи нефти и газа остановился в 2005 году, энергоемкость практически перестала снижаться. Энергоемкость ненефтегазовой промышленности осталась в 2003 году на уровне 1990 года, когда она была в несколько раз выше, чем в западных странах. За эти же годы энергоемкость китайской экономики снизилась в четыре раза при крайне серьезном отношении правительства к проблеме. Как же нашей промышленности конкурировать с китайскими товарами?

 

Месть проигнорированного приоритета проявляется в быстром росте внутреннего потребления энергии и связанных с этим высоких рисках. Низкая энергоэффективность не позволит России выполнять геополитическую роль гаранта надежных поставок энергоносителей на внешние рынки. При ограниченных темпах прироста производства энергоносителей (в 2005 году добыча нефти выросла на 2,2%, а природного газа – только на 0,5%) быстрый рост внутреннего потребления ведет к снижению энергетического экспортного потенциала. Что осложняет реализацию задачи укрепления геополитической роли России.

 

Если экспортным поставкам энергоносителей будет отдан приоритет, то их нехватка будет угрожать энергетической безопасности самой России – будут снижаться надежность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Могут возникнуть трудности с осуществлением национальных проектов. Практически невозможно обеспечить инвестиционную привлекательность города, если в нем ощущается дефицит резерва мощности энергетических и коммунальных систем, а плата за подключение к ним запредельно высока.

 

Макроэкономические последствия При высоких удельных расходах энергоресурсов на российских предприятиях и росте цен на энергию при стабильном курсе доллара доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности растет, а ее конкурентоспособность падает. Это касается и самой газовой промышленности. При стабильном курсе доллара и росте цены газа на внутреннем рынке темпами, равными инфляции, реальная цена газа внутри страны не меняется, но издержки, выраженные в долларах, растут, а прибыльность компаний падает, что усугубляется возможным снижением цен на мировых рынках в 2008-2010 годах. Политика в отношении инфляции и курса рубля становится важным фактором судьбы газовой отрасли.

 

Низкая энергоэффективность сдерживает развитие экономики и повышает нагрузку по оплате коммунальных платежей на семейные и городские бюджеты. Существующие схемы социальной поддержки малоимущих не решают проблемы. И несмотря на перенесение нагрузки по оплате ЖКУ на население, уже много лет не удается снизить нагрузку по расходам на ЖКХ на консолидированный бюджет.

 

Рост тарифов на энергоносители признан правительством одним из главных двигателей инфляции. Если бы этот рост компенсировался снижением потерь и повышением эффективности использования энергоресурсов, то доля расходов на коммунальные услуги в доходах потребителей не повышалась бы, а инфляционный эффект был бы полностью погашен.

 

Риски для российской экономики, связанные с низким качеством Энергетических стратегий и низкой энергоэффективностью, можно перечислять еще долго. Но и без того ясно, что отношение правительства к разработке стратегических документов в области энергетики и к реализации собственных приоритетов должно кардинально измениться.

 

Вывоз строительного мусора сайт Уборка мусора должна производиться своевременно. Если же этого не происходит, возникают такие неприятные последствия, как поджоги мусорных контейнеров, размножение крыс, мух и тараканов, возникновение неблагоприятной эпидемеологической обстановки, ухудшение экологической ситуации.

 

Нормативные документы.
Контроль над расходом энергии с.
Ссылки.
Расходомер с интегратором акусти.
Энергоэкономичные источники света для жилых зданий.

 

Главная страница ->  Переработка мусора 

Реклама
Hosted by uCoz